В Театральной галерее на Ордынке – «Парад – 100». Выставка посвященная парижскому балету, который в 1917 году поставили четыре гения — Жан Кокто, Пабло Пикассо, Эрик Сати и Леонид Мясин. Парижский «Парад», стал точкой отсчета современного танца. Организаторы выставки решили показать, как это было.
Сейчас можно только догадываться, каким был этот «Парад», изменивший историю танца. Для Пабло Пикассо это была первая работа в театре. Он впервые использовал технику боди-арта и создал костюмы в кубическом стиле, которые публика раскритиковала. Судя по реконструкции студентов Школы-студии МХАТ, художник просто опередил свое время.
Премьера балета прошла в рамках «Русских сезонов» Дягилева, у которого было чутье на новые, креативные идеи. Он оценил не только революционный танец Мясина, отказавшегося от пуантов, но и музыку Эрика Сати. Звукоряд включал новый для того времени прием — шумы города.
Пермские художники Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич сделали инсталляцию. Аппликация, рисунки на белой ткани, которая служит экраном для парижской хроники. Два параллельных мира — Первой мировой войны и мирного Парижа. На мониторах — видеоматериалы реконструкции балета труппой Europa Dance и версия французского хореографа Ажелена Прельжокажа «Перед Парадом».
Гийом Аполинер тогда впервые применил к спектаклю определение «сюрреалистичность», дав название целому направлению в искусстве. Сто лет назад «Парад» стал новым словом в искусстве. Сегодня о нем знает только узкий круг искусствоведов. Такие метаморфозы случаются даже с революционными вещами, изменившими ход времени.
Комментарии