В Россию привезли архивную коллекцию работ Константина Кузнецова. Сегодня полотна знаменитого художника украшают Национальный музей современного искусства в Париже, Музей Будена в Онфлере и Третьяковскую галерею. До недавнего времени порядка 250 работ нигде не экспонировались. Теперь семейный архив готовятся показать широкой публике. Подробности — у Ольги Ениной.
В галерее «Фонда художника Константина Павловича Кузнецова» представили порядка 80 работ, которые уже отреставрированы. Среди них — морские пейзажи, написанные на побережье Бретани. История коллекции началась с покупки в одной из французских галерей нескольких полотен с подписью «Кузнецов». Работы были покрыты потемневшим лаком, но после реставрации оказалось, что под ним — живопись высокого качества.
«Мы начали свои дальнейшие поиски, в результате которых нам удалось познакомиться с наследниками, после этого мы были приглашены в их парижские апартаменты, где в одной из комнат в полумраке в антресолях, сколоченных из грубых деревянных досок, обнаружилась коллекция. Некоторые работы стояли на старых ветхих подрамниках, некоторые были сложены рулонами», — сообщил директор фонда К.П. Кузнецова Константин Ещеркин.
Оказалось, что большая часть работ Константина Кузнецова не покидала стен парижского дома на протяжении более полувека. Наследники передали архив в фонд для дальнейшего изучения и реставрации.
«Это холсты, которые пока находятся в довольно ветхом состоянии. Были сняты с подрамников, потому что художник к концу жизни переехал в довольно тесные апартаменты за неимением средств и был вынужден снять свои работы с подрамников и хранить их в таком виде. На некоторых работах мы видим, что художник записывал их с двух сторон. Такие работы оказываются особенно хрупкими, потому что масло разъедает холст. Здесь несколько холстов, в основном они относятся к позднему периоду творчества художника», — рассказала исследователь фонда художника К.П.Кузнецова Екатерина Усова.
Это виды Парижа. После революции выходец из купеческой семьи потерял большую часть своего состояния.
Пейзажист уже не мог выезжать из французской столицы. Много писал Нотр-Дам. Его правнучки передали в Россию и уникальную картотеку (перепись всего творческого наследия Кузнецова), и стеклянные пластины (кадры, снятые самим художником). На них — родные Константина Павловича в окружении его картин. Сейчас их изучают в фонде. Говорят, что имя живописца незаслуженно забыто, и это нужно исправить.
При жизни он не продавал свои работы и часто отказывался сотрудничать с галереями, предпочитал много работать и выставляться на крупнейших салонах.
«К стыду своему, я, как специалист по зарубежному искусству, с именем Кузнецова знаком не был, но стоило увидеть эти работы, узнать историю художника, как в картину развития и русского искусства, и французского искусства словно вставили недостающий элемент. Кузнецов — постоянный экспонент парижских салонов, человек, большая часть жизни которого прошла во Франции, который, тем не менее, остался русским», — объяснил старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Алексей Петухов.
После реставрации творчество Константина Кузнецова будет доступно широкой публике. В планах фонда — масштабная выставка работ разных лет.
Комментарии