75 лет назад в Москве был открыт Концертный зал имени Чайковского, своего рода конкурент Большому залу консерватории. В интерьерах – большой стиль, под куполом – сложная акустика. Меломаны со стажем различают в нем особые зоны: откуда лучше слушать оркестр, откуда вокалистов, где наилучший обзор сцены. Зал Чайковского почти универсален. Этим он во многом обязан гению Всеволода Мейерхольда и его идеям. Режиссер-реформатор задумал, как известно, построить площадку по модели древнегреческого амфитеатра, оснащенную по последнему слову техники, последнему на конец 30-х годов. Когда Мейерхольда арестовали, костяк здания уже существовал. Первый концерт на новой сцене был дан в октябре 1940 года.
Концертный зал имени Чайковского называют главной площадкой Московской филармонии. Здесь проходит более трехсот концертов в год, их посещают 350 тысяч зрителей. Количество мест в зале — полторы тысячи, но желающих попасть сюда на юбилейный концерт лауреатов конкурса Чайковского гораздо больше.
Спрашивают не только лишний билет, но и программку. Среди тех, кто в этом зале, есть коллекционеры, собирающие и хранящие все программки с именами знаменитых музыкантов, а их на этой сцене было немало. Уже в первый сезон после открытия на сцену Концертного зала Чайковского выходили: Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Сергей Лемешев. В этот вечер на сцене – музыканты разных поколений. Для Дениса Мацуева – это выступление тоже юбилейное. 20 лет назад он, тогда еще студент 2 курса Консерватории, выступал на этой сцене.
«Мне позвонили и сказали, что надо срочно выучить вариации на тему Паганини Лютославского, потому что пианист заболел. Я выучил, сыграл произведение, и на следующий день стал солистом московской филармонии», — рассказывает пианист Денис Мацуев.
Идея собрать на одной сцене лауреатов Конкурса Чайковского разных лет принадлежит Владимиру Спивакову и Денису Мацуеву, в свое время они сами блестяще выдержали испытания всех конкурсных туров. Вторую премию конкурса Чайковского Спиваков получил в 1970 году, Денис Мацуев – победитель конкурса 1998 года. И вот теперь рядом с ними лауреаты XV конкурса, проходившего этим летом.
«На конкурсе Чайковского, когда объявляли победителей, я выходил на эту сцену. Но выступаю здесь с концертом впервые. Мне очень понравился зал, великолепная акустика», — делится виолончелись, обладатель первой премии XV конкурса имени Чайковского Андрей Ионица.
Выступления, репетиции, новые программы – это планы лауреатов на ближайшее время и больше никаких конкурсов.
«Конкурсы, наверно, уже нет, потому что очень много работы, концерты большие, разные программы», — рассказывает скрипач, обладатель третьей премии XV конкурса имени Чайковского Павел Милюков.
Победитель XV конкурса Чайковского пианист Дмитрий Маслеев в этот вечер выступает с Барри Дугласом, который золотую медаль получил почти на тридцать лет раньше, в 1986 году на VIII конкурсе Чайковского. Теперь вместе играют концерт Баха.
«Cейчас цель – концерт, надо готовится, выступать хорошо», — говорит пианист, обладатель первой премии XV конкурса имени Чайковского Дмитрий Маслеев.
Название гала-концерта «Победители. Эстафета поколений». В финале – на сцене музыканты, для которых такие серьезные испытания, как конкурс Чайковского еще впереди. Но публику концертного зала Чайковского они уже покорили.
Комментарии