Восьмисерийный художественный фильм режиссера Александра Котта «Седьмая Симфония» расскажет о легендарном исполнении Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде летом 1942 года. В главных ролях заняты Алексей Гуськов, Алексей Кравченко, Елизавета Боярская, Наталья Рогожкина и другие известные актеры.
По заказу телеканала «Россия 1» к съемкам многосерийного телевизионного проекта уже приступили кинокомпании «Нон-Стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова и «58,5 Продакшн» Алексея Гуськова.
Исполнение Седьмой симфонии в переполненном зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года и его трансляция по радио стали и музыкальным символом блокады Ленинграда, и невероятно сильным эмоциональным потрясением, подарившим надежду и укрепившим дух людей. Этому событию предшествовала огромная, тяжелейшая работа. Когда руководство страны приняло решение, что Седьмая симфония Шостаковича должна быть исполнена в осажденном городе, в июле специальным самолетом из Куйбышева, куда был эвакуирован композитор, была доставлена партитура. Главному дирижеру Большого симфонического оркестра Ленинграда, Карлу Элиасбергу, было поручено собрать оркестр и начать репетиции. Однако музыкантов, способных сыграть это сложное произведение, в Ленинграде фактически не осталось — кто-то умер от голода в городе, кто-то был призван на войну и погиб на фронте, а кто-то еще продолжал сражаться на передовой.
«Эту историю мне рассказал Алексей Гуськов. Мне всегда казалось, что я много знал про Седьмую симфонию Шостаковича и про ее исполнение в Ленинграде летом 1942-го года. Но, как выяснилось после его рассказа, я не знал ничего, — комментирует режиссер фильма Александр Котт. — Наш фильм — это история не про Шостаковича и не про то, как он писал симфонию. Наш фильм про людей, которые ее исполняли. История про Карла Элиасберга, скромного и одновременно амбициозного, одержимого музыкой дирижера, которому было поручено собрать оркестр. Собрать восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы в Ленинграде — это уже подвиг. Оркестр — это не просто люди, сидящие каждый по отдельности за своим инструментом, это единый организм, одно дыхание. Люди в оркестре сыгрываются годами, а тут надо было быстро собраться, отрепетировать и исполнить так, чтобы весь мир запомнил и понял, что город жив».
«Это пронзительная человеческая история о войне, любви и великой музыке, — комментирует исполнитель главной роли и продюсер фильма Алексей Гуськов. — Мы всегда ищем истории, способные отозваться в зрителе, увлечь его, дать возможность эмоционального подключения. Надеемся, что „Седьмая симфония“ станет именно таким фильмом, при просмотре которого зрители смогут сопереживать этому одновременно страшному, сильному и красивому событию. У нас получился сильный и убедительный сценарий, над которым работал коллектив авторов — в нем есть жизнь и объемные, живые характеры. В фильме я исполняю роль дирижера Карла Элиасберга. Часто цитируемая фраза Мстислава Ростроповича: „Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки“ — это самая точная из характеристик, которые я могу дать своему герою».
«”Седьмая симфония” — это эмоциональный человеческий рассказ о людях, оказавшихся в фактически несовместимых с жизнью обстоятельствах, — комментирует продюсер фильма Сергей Мелькумов. — В ситуации, когда победа голодающей плоти над духом была настолько очевидна, что, казалось, музыка никому не нужна. Мощный актерский состав, детальное воссоздание визуального мира той эпохи — надеемся, все это поможет современному зрителю прочувствовать атмосферу того времени».
Александр Котт известен как режиссер вызвавших большой зрительский интерес фильмов «Троцкий», «Спитак», «Брестская крепость» и др. Сценарий «Седьмой симфонии» написали Зоя Кудря («Выстрел», «Палач», «Мосгаз»), Наталья Назарова («Простой карандаш», «Петербург. Только по любви», «Бесы») и Алексей Караулов («Эпидемия», «Гоголь», «Звоните ДиКаприо»).
Комментарии