Как выяснили «Известия», в России могут пропасть новые автомобили, продаваемые малыми партиями от 20 до 1 тыс. штук. Дело в том, что с 2015 года все впервые сертифицируемые автомобили должны быть оснащены ЭРА-ГЛОНАСС (российская система экстренного реагирования при ДТП), но за процесс сертификации под ЭРА с производителей взимают не пару десятков тысяч евро, а €100–200 тыс. Такие условия делают ввоз малых партий нерентабельным. Об этом «Известиям» сообщили сразу несколько представителей иностранных автокомпаний.
В связи с этим автопроизводители могут обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на московский сертификационный центр «Связь-сертификат», который, по их мнению, злоупотребляет своим исключительным положением — эта формально «автономная некоммерческая организация» аккредитована в 2014 году Федеральной службой по аккредитации РФ. Производители также жалуются на огромную очередь, которую не удастся всем пройти за 2016 год: с 2017 года вообще все новые машины должны быть уже с кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС, а не только вновь сертифицируемые.
Bentley и Lamborghini жалко дарить по три машины на краш-тест
— Более того, нужно учитывать, что для сертификации ЭРА необходимо провести краш-тест как минимум трех автомобилей, которые бесплатно предоставляет автопроизводитель. Для тех, кто продают мелкими партиями (как правило, эксклюзивные автомобили), к примеру, по 400–1000 штук, такая адаптация к рынку становится вообще нецелесообразна. В результате некоторые машины могут просто исчезнуть с рынка, — сказал источник в представительстве одной из иностранных автокомпаний.
Источник отметил, что также производитель несет значительные расходы, связанные с интеграцией ЭРА-ГЛОНАСС в электронику автомобилей. Представитель «Фольксваген Групп Рус» Наталья Костюкович поддерживает такую точку зрения.
— Мы считаем, что по некоторым маркам, к примеру Lamborghini, у которых продается порядка 20 машин в год, сертификационные требования должны быть чуть снижены и совокупная цена услуг по сертификации тоже могла бы быть меньше, — пояснила она.
Свою обеспокоенность по поводу краш-тестов дорогостоящих машин «Известиям» высказали также представители Bentley и Maserati. Впрочем, не только продавцы лимузинов и мощных спорткаров опасаются проблем с выводом будущих моделей.
— Каждый производитель будет решать, выводить или нет новую модель с ЭРА, исходя из своих планов продаж. Очевидно, что у машин с небольшими квотами есть все шансы не выйти на рынок, и эти вопросы сейчас на рассмотрении у всех автокомпаний, которые планируют свой будущий модельный ряд, — рассказал представитель небольшого автоимпортера.
Автопроизводители хотят вмешательства ФАС
Федеральной службой по аккредитации выдано два разрешения на оказание услуг по сертификации автомобилей с устройствами ЭРА-ГЛОНАСС: «Связь-сертификату» и севастопольскому испытательному центру «Омега». По словам представителей автокомпаний, севастопольский центр изначально недоступен для иностранцев ввиду удаленности от центральных регионов России и международных санкций, наложенных на Крым, а второй, по мнению собеседников «Известий», ввиду отсутствия реальной конкуренции злоупотребляет своим положением.
— Прежде всего у них («Связь-сертификата». — «Известия) долгий период ожидания, порядка двух месяцев. И потом — более €200 тыс. (порядка 17 млн рублей) за сертификацию каждой новой модели с системой с ЭРА-ГЛОНАСС (это в разы превышает те суммы, что мы платим за обычную сертификацию автомобиля) для получения одобрения типа транспортерного средства (ОТТС). На словах это всё так или иначе обосновывается, но очевидно, что это просто такой бизнес, — сформулировал «Известиям» общие претензии к сертификационному центру топ-менеджер одной из автокомпаний.
В Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ объединяет иностранных производителей и импортеров) «Известиям» заявили, что пока жалобы в ФАС подавать не будут, но такие разговоры идут.
— Формально решения обращаться в ФАС [с жалобой на орган сертификации оборудования ЭРА-ГЛОНАСС] нет, но не скрою, что есть разговоры на эту тему. Мы четко указываем на то, что, возможно, есть предмет изучения для госорганов, — рассказал «Известиям» руководитель комитета автопроизводителей АЕБ в России Йорг Шрайбер.
Источники «Известий» в автокомпаниях пояснили, что в случае консолидированного решения бизнес-сообщества поддержат коллективное обращение в ФАС с жалобой на сертификационный центр «Связь-сертификат».
Методика получения разрешительных документов на автомобили с ЭРА, согласно российским стандартам, двухступенчатая. Первый этап (выполняется сертификационным центром) включает проверку работы непосредственно самой аппаратуры в различных экстремальных режимах: воздействие тепла, мороза, коррозии, шума, вибраций, электромагнитного излучения и радиопомех; исправность работы программного обеспечения. Затем в виде подрядчика в сертификацию включается Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Последний обладает всей необходимой базой непосредственно для комплекса испытаний, включая краш-тесты. В НАМИ подчеркнули, что оплата их услуг в части испытаний ЭРА-ГЛОНАСС составляют лишь малую часть затрат.
— Стоимость испытаний полнокомплектного автомобиля, если он не попадает под краш-тест, составляет 250 тыс. рублей — к примеру, если мы говорим про устройство [ЭРА-ГЛОНАСС] для грузовиков. Если же мы говорим про краш-тест, где используются сверхдорогие манекены, одноразовые сминаемые барьеры, стоимость этих тестов вместе с испытанием автоматического срабатывания аппаратуры ЭРА-ГЛОНАСС не превышает 720 тыс. рублей — это единственное, что мы делаем в рамках сертификации ЭРА. Для понимания, в европейских лабораториях краш-тест просто системы пассивной безопасности стоит более €11 тыс. (около 940 тыс. рублей), — сказал замгендиректора НАМИ Денис Загарин.
Остальную сумму, до 15 млн рублей, говорят источники «Известий», забирает за свои услуги «Связь-сертификат». По данным ЕГРЮЛ, учредителями АНО «Сертификационный центр «Связь-сертификат» являются Дмитрий и Ирина Жданкины. В АНО «Известиям» сказали, что не могут прокомментировать проблемы с контрагентами, так как руководство сейчас находится за пределами России.
Введение ЭРА-ГЛОНАСС, скорее всего, перенесут
В НАМИ убеждены, что претензии производителей необоснованны и раздуваются их лобби. По словам заместителя гендиректора НАМИ Дениса Загарина, вводить какие-либо послабления для сертификации автомобилей, продающихся малыми партиями, крайне опасно по нескольким причинам.
— Как только мы сделаем отдельную методику под малые партии с облегченной процедурой сертификации на рынок, тут же хлынет китайский ширпотреб. И еще почему важно делать краш-тесты спорткаров и прочих дорогих автомобилей: последние громкие аварии с участием «золотой молодежи» говорят, что именно эта категория авто находится в высокой зоне риска, — считает он. — В целом надо понимать, насколько важна система ЭРА-ГЛОНАСС (заявлено, что она поможет спасти до 4 тыс. жизней ежегодно. — «Известия»). Более того, весь конфликт возник из-за того, что Россия опередила по сроку ввода аналогичной системы Евросоюз и, соответственно, европейских автопроизводителей. Благодаря их мощному лобби уже три раза удавалось переносить ввод такой же системы в ЕС (система eCall использует спутники «Галилео». — «Известия»). В России была выбрана жесткая позиция, потому что о вводе этих требований было известно с 1 января 2013 года. Автопроизводители вместо активных действий предпочли включить административный ресурс.
Аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов убежден, что в итоге дату третьего этапа ЭРА-ГЛОНАСС придется перенести из-за неготовности российских сертификационных организаций и самих автопроизводителей.
— Практика ввода экологических стандартов по бензину и двигателям показывает, что все сроки периодически сдвигаются. Но если ситуация на рынке будет выправляться, то увеличение продаж может сгладить шероховатости перехода на ЭРА. Однако если и ситуация останется тяжелой и цены компании будут вынуждены повышать, то, безусловно, могут возникнуть проблемы с вводом ЭРА-ГЛОНАСС, — считает Беспалов.
Обязанность устанавливать на все впервые сертифицируемые легковые автомобили модули ЭРА-ГЛОНАСС появилась у автопроизводителей с 1 января 2015 года, с 1 января 2016-го она распространилась на большую часть коммерческого транспорта, а с начала 2017 года все производимые автомобили должны быть адаптированы к российской системе оповещения о серьезных ДТП (независимо от поколения авто). Соответствующее положение закреплено в требованиях техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Аппаратура ЭРА срабатывает вместе с датчиками подушек безопасности или критическими показаниями акселерометра. Благодаря встроенной мобильной связи оператор ЭРА устанавливает голосовую связь с пассажирами. В случае отсутствия контакта на место отправляются медики и спасатели. Точные координаты, данные о перегрузках и другая информация о пострадавшей машине предаются автоматически.
Комментарии