«По ту сторону реальности». Центр фотографии имени братьев Люмьер представил выставку шведского фотографа-сюрреалиста Эрика Йоханссона. Юлия Кундрюкова нашла на снимках знакомые сюжеты.
«Движущийся дом» Эрика Йоханссона так похож на иллюстрацию из книги Агнии Барто «Дом переехал». Летящая на воздушных шарах собака на снимке «Лентяйка» — напоминает кошку из стихотворения Даниила Хармса.
«Конечно, идеи витают в воздухе. И двум разным художникам могут приходить в голову одни и те же сюжеты, но важна не идея как таковая, а ее воплощение: детали, энергетика», — рассказал фотограф Эрик Йоханссон.
Йоханссон считает себя сюрреалистом, вдохновляется картинами Дали и Магрита, и четко структурирует работу над каждым снимком. Итоговая фотография состоит из десятков отдельных кадров, которые Йоханссон меняет, переворачивает, кроит из них новую реальность.
«Идеи обычно рождаются, когда я вижу что-то и нахожу неожиданные комбинации между вещами, я это зарисовываю и на время оставляю. Возвращаюсь, осмысляю и продумываю движущую идею», — рассказал он.
Одна из самых известных фотографий Эрика Йоханссона – «Сервис полной луны». В сети есть видео о том, как проходили съемки этой работы. Огромные шары, которые светились изнутри, несколько локаций. Машину снимали в двух разных местах. И так каждый раз — на создание одной работы может уйти целый год. Среди снимков Йоханссона есть оптические иллюзии — как, например, на фото «Архитектор». Кажется, он совсем оторван от реальности, но актуальные темы фотограф все же затрагивает: «Обеспечение потребностей» — снимок о проблеме исчерпаемости ресурсов. Некоторые работы похожи на сновидения — мифологическими сюжетами Йоханссон стремится достучаться до подсознания и слегка вывести из равновесия.
«Идея была такая: создать место, которое кажется обычным, но под поверхностью — совсем не то, что вы ожидаете. Это напоминает айсберг: под водой огромная глыба, но вы об этом не знаете», — рассказал Йоханссон.
«Угроза» — с гигантским шаром над долиной, или вот этот дом на краю пропасти — выражение собственной тяги к экстриму. Эрик Йоханссон увлекается скалолазанием. Фотографу слегка за тридцать, но философия жизни и смерти в его работах тоже есть. И, конечно, поклонник Сальвадора Дали не может обойти вниманием тему течения времени.
Комментарии