Исполняется 90 лет со дня рождения одного из атлантов театра Олега Ефремова — выпускника школы-студии МХАТ, где он принес клятву верности Станиславскому. Он написал тогда в дневнике: «Я буду главным режиссером МХАТа!». И, как сказал Владимир Высоцкий, «въехал в двери МХАТа, влетел на белом княжеском коне». Это личность масштаба тех, о которых говорят: «Трудно переоценить». О нем любят вспоминать, приправляя образ его красочными байками и личным отношением. Самое время сделать это сегодня!
Его жизнь в театре и во имя театра началась, когда он, будучи студентом школы-студии МХАТ, поклялся в верности школе Станиславского, расписавшись собственной кровью. Олега Ефремова — режиссера, артиста, человека — всегда отличала принципиальная серьезность и подлинность. Во главу всего он ставил служение искусству, живому и ранящему.
«Мы следуем действительной традиции художественного театра, уж очень не хочется, чтобы его называли музеем», — звучит в спектакле «Вечно живые».
«Он часто говорил, что очень трудно сыграть Чехова: надо иметь легкость произношения, легкость игры, но тяжесть мысли», — вспоминает народный артист России Александр Калягин.
Ставя «Чайку», «Дядю Ваню», «Иванова», велел выкладываться целиком! Требовал, добивался. Провоцировал на самоотречение, свойственное, прежде всего, ему самому. Он был театральным вождем, лидером. Даже его манеру говорить, интонацию мгновенно подхватывали ученики и артисты. Режиссер Дмитрий Брусникин учился на курсе Олега Ефремова, затем был принят в труппу МХТ. Говорит, что мастер обладал космическим обаянием и магнетизмом. Он помнит невероятные репетиции, где Ефремов проигрывал все роли за всех.
«Повторить это было невозможно, и после этих показов энергия актера сдувалась, такая актерская природа, так им владела!», — восклицает заслуженный артист России, режиссер Дмитрий Брусникин.
«Поскольку его постановки были про общество, они были ещё и современны», — говорит заслуженный артист России Михаил Ефремов.
«Дедушка действительно жил в театре, и очень редко нам удавалось увидеться вне стен театра, у него дома на Тверской или на даче», — вспоминает актриса, внучка Олега Ефремова Ольга Ефремова.
На его даче в театральном поселке «Чайка» дочь Ефремова Анастасия старается ничего не менять. Десятки фотографий, кресло Олега Николаевича, стол…
«Тут все несет его память: и сам дом, и одежда. Я ни одного галстука не выбросила! Вся одежда мне как раз, я ношу папины плащи, когда у меня ответственный выход. Думаю, что надо что-то такое его надеть, он поддержит!», — поделилась дочь Олега Ефремова Анастасия Ефремова.
Этот дом, несмотря на то, что времени бывать здесь катастрофически не было, Олег Ефремов придумывал с архитектором сам, как всегда самозабвенно, как строил «Современник» и как возрождал МХАТ. «Веселый грустный человек» — такие его глаза, полные сопереживания и внутреннего напряжения, помнят многие. Он столько всего успевал: ставил, играл, снимался в кино, руководил, воспитывал одних артистов, отпускал с тяжелым сердцем из театра других.
«Это были мысли самого его, чувства, опыт», — считает народный артист России Авангард Леонтьев.
Комментарии