В Северном морском музее в Архангельске пополняют коллекцию. Детали поморских судов середины XIX века были найдены в Северодвинске.
Алексей Климов с детства увлекался краеведением. Всю жизнь занимался исследованием суши и к морю не имел никакого отношения. Но шесть лет назад к нему обратились за помощью, как к специалисту, чтобы сохранить находки. Какого же было его удивление, когда в Паранихе он увидел десятки, а в перспективе и сотни деталей судов.
«В пляжной зоне города Северодвинска вдруг неожиданно в 2014 году из-за размывания берегов открывается неизвестное в краеведении место, плотбище, база ремонта, строения кораблей, перегрузки, очевидно, рыбы – много деталей бочек, о которых мы ничего не знаем», – рассказал краевед Алексей Климов.
По одной из версий, на Паранихе могла находиться нелегальная база. В исторических документах есть свидетельства того, что на побережье Белого моря осуществлялась контрабанда рыбы, соли и других товаров, чтобы избежать налогов. Возможно, именно по этой причине нет ни одного упоминания в архивах об этой базе. С тех пор на Параниху было совершено множество экспедиций. В результате работы удалось создать коллекцию, часть которой на днях передали в Северный морской музей.
«Мы по ним можем определить технологию строения, того, как строили поморы. Но вписать в экспозицию, чтобы человек, посещающий музей, представлял, из каких частей судна эти элементы, мы бы хотели», – пояснил директор Северного морского музея Евгений Тенетов.
Найденные элементы указывают на то, что суда были сделаны без единого гвоздя. Для соединения деталей в них высверливались отверстия. После чего доски сшивали распаренными прутьями. Когда они остывали, детали намертво скреплялись между собой.
В июле этого года Северный морской музей проведет международный форум деревянного исторического судостроения «Матица-2020». К этому событию сотрудники музея уже планируют представить новую коллекцию.
Комментарии