Драматическая оратория «Жанна на костре», поставленная в Пермском театре оперы и балета, открыла конкурсные показы премии «Золотая маска». Этот спектакль претендует на главную театральную награду в восьми номинациях. Четыре из них — у Ромео Кастеллуччи. Он — автор не только самой постановки, но и всего ее визуального решения — вплоть до света и костюмов.
Благодаря этому арт-объекту пермскую набережную знают по всей стране. Пермь — транспортный узел транссиба, город, который славится своим чувством юмора, родина Дягилева. Вот дом, в котором знаменитый антрепренер провел детство. А с тех пор как театром оперы и балета здесь руководит Теодор Курентзис, Пермь — одна из музыкальных столиц мира. Кинозвезда Дени Лаван тут не в первый раз.
Рецепт от Дени Лавана: если надеть три обычных для Парижа пальто, ты вполне готов к русской зиме. А шляпа поверх шапки — не из-за погоды, это — стиль. Актер ходит так даже летом. Русский он учил в школе, потом читал Пушкина, Цветаеву и Хлебникова. В России предпочитает говорить по-русски даже о сложных вещах, например, о своём персонаже.
Метаморфоза — важнейшее понятие этого спектакля. Но сначала зрителей, которые предпочитают не читать рецензии, поражает сценография «Жанны на костре».
Декорации к спектаклю критики назвали гиперреалистическими. Это школьный класс. Обычно именно на уроке мы впервые узнаем про Жанну д’Арк. А еще школа — это модель общества. Первые 15 минут спектакля проходят — в тишине. Ни музыки, ни реплик. Заканчивается урок, входит уборщик. Хромой, плешивый, отталкивающий. Весь спектакль одна фигура. Исполнители оратории зрителям не видны.
«Все звуки, которые звучат в оратории — они происходят в голове Жанны. И поэтому хор не присутствует на сцене. И было решено, что хор будет размещаться в зале и слушатели будут представлять те же самые образы, которые есть в голове Жанны», — рассказывает главный хормейстер Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Виталий Полонский.
Школьный уборщик запирается в классе. Из коридора им руководит директор-брат Доминик. Бытовую сценку сменяет — сюрреалистический хаос. Выкинута мебель, оторван линолеум. Герой разбирает пол и в глубине обнаруживает меч. Тщедушный уборщик преображается. История Жанны д’Арк давно миф, в котором почти нет места реальной личности. В этой постановке многие увидели историю обретения маленьким человеком — собственного «Я». Драматическая актриса Одри Бонне, не спевшая в этом спектакле ни одной ноты, претендует на «Золотую маску» в номинации — лучшая женская роль в опере.
«Это опыт, который переворачивает жизнь. Работать с Теодором, с хором, с оркестром — волшебно. У меня ощущение, что музыка входит внутрь меня, бьется во мне как пульс. И это не я создаю что-то на сцене, а меня создает вся эта музыка», — делится Бонне.
Понимание в этой постановке не нужно считает худрук театра — важно то, что зритель ощущает.
«Люди, которые не понимают мое искусство, которые предвзяты, но просто не понимают. Я их люблю больше. Они вообще мои зрители. Потому что это они, которые будут защищать в будущем моё искусство», — отмечает Курентзис.
Тедор Курентзис говорит, этот спектакль создан не для удовольствия зрителей. Это ритуал, мистерия.
Комментарии