Узнаваемая деталь народного костюма, важный элемент гаданий и обрядов, герой песен и частушек. Русский валенок — в центре внимания экспозиции в столичном музее-заповеднике «Коломенское».
На один такой валенок уходило около килограмма шерсти, подготавливали ее вручную, очищали от загрязнений, превращали в шерстяную вату, выстилали в виде развернутого валенка, смачивали водой, чтобы шерсть сцепилась, формовали. И получали валенок длиной в полтора метра. Чтобы он обрел привычный нам размер, его нужно было постирать в горячей воде 80 градусов, вставить колодки и оставить сушить.
Валяльному производству в России — две сотни лет. Это тяжелый труд. Чтобы сделать одну пару, необходимо 5 дней работы. Трудились в мастерских в основном мужчины. В начале XIX века их называли шерстобитами. Мастерство пригождалось в основном зимой, шерстобит переходил из одной местности в другую, возил с собой лук для разбивания шерсти, и решетку? которая служила ситом.
«Надо сказать, что фигура шерстобита — очень неоднозначная, и люди относились к ней по-разному, с уважением чаще всего, встречали таких людей, потому что, когда они валяли валенки, надо было, чтобы он свалял его добросовестно, а если ты чем-нибудь не угодишь, добавят тебе ржаной муки, и валенки с первым снегом рассыпятся», — рассказала куратор выставки Наталья Полонникова.
Валенки еще в начале 60-х шокировали, а затем покорили подиум. В 63-м модельер Вячеслав Зайцев представил скандальную коллекцию в русском стиле — расписные валенки, телогрейки и юбки из павлопосадских платков. Валенки — это еще и способ высказывания — к примеру, об экологической ситуации в мире. Сегодня они полноценный арт-объект. На выставке во дворце Алексея Михайловича — шерстяная обувь не пригодная для носки, но отсылающая к сюрриализму Пикассо, символизму Петрова-Водкина, абстракционизму Малевича. К слову, раскрашивали обувь и в XX веке — эта пара 1910 года. Внешность разная, содержание одно: шерсть — овечья, козья, лошадиная и даже коровья. На протяжении столетий технологии не меняются.
С душой и своими руками — валенки валяют и шьют. На подмосковном производстве их украшают бисером, тесьмой, мехом, вышивкой и красят. Дизайнеры предлагают валенки на шнуровке, на молнии, стараются угодить всем и разными способами адаптируют обувь к погодным условиям. В ассортименте — валенки на резиновой подошве, на каблуках, с высоким и низким голенищем.
«Мы уходим больше в современную тенденцию, то есть возрождаем русские традиции, предлагаем носить исторические валенки, но на модный современный манер», — рассказала дизайнер Яна Цукер.
Валенки — сапоги на колодке, как толковал их Даль — из сельской местности давно перебрались на улицы городов. Русская обувь для суровых морозов, теплее которой за века еще не придумали. Валенки — по-прежнему популярны зимой.
Комментарии