Крупнейшая выставка русского экспрессионизма открывается в корпусе Бенуа Русского музея. Развитие этого течения в отечественном искусстве впервые становится темой монографической экспозиции. Генеральный спонсор – банк ВТБ.
На выставке можно проследить развитие экспрессионизма на протяжении трех десятилетий. Начинался он в русском искусстве как своего рода бунт против буржуазного образа жизни. Молодые художники воплощали свои переживания на холстах, эпатируя, разрушая тем самым устоявшиеся каноны.
В «Портрете мальчика в расписной рубашке» кисти Ильи Машкова нетипично все – большие размеры картины, эмоциональные краски, фон. Полотно называют ярким образцом первой ступени русского экспрессионизма. В созданных позже работах Павла Филонова видны традиции символизма и философия.
«В этом произведении “Крестьянская семья” он рисует нечто библейское. Такой мир, где в согласии, дружбе живут люди, животные и растения. Это мир высокой гармонии», ‒ рассказывает куратор выставки Русского музея Владимир Круглов.
Александр Яковлев ‒ представитель неоклассицизма, но на выставке представлена другая грань его творчества: акварели с ломаными контурами фигур и контрастами.
«Эта выставка экспрессионизма, которая делается впервые вообще, где собраны произведения разных художников, порой очень известных, показывавшихся в других контекстах, а здесь они собраны именно как художники с признаками, приметами экспрессионистических движений», ‒ поясняет заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
Кандинский, Шагал, Григорьев, Кончаловский… На выставке представлено порядка 250 работ из собрания Русского музея. В 20-30-е годы одной из главных становится производственная тема. Экспрессионизм в искусстве теряет былую популярность. Художники не получают заказы, не допускаются на выставки. Следующая волна интереса к этому течению придет лишь спустя несколько десятилетий.
Комментарии