Театр «Габима», который называют «национальной гордостью Израиля», продолжает гастроли в Москве. В России этот коллектив — частый и любимый гость. Но в Театре Вахтангова играет впервые. Для израильской труппы эта площадка — возвращение к истокам. Яна Мирой продолжит.
Через три года Театр Вахтангова будет праздновать столетие. За три года до его создания Евгений Вахтангов руководил студией, ставшей еврейским театром «Габима», который отмечает век своей работы в этом году. Так что гастроли старейшей в Израиле репертуарной труппы на этой сцене — символ общей истории и переплетения традиций.
У столетней истории был пролог. В 1906 году учитель иврита из Белостока Наум Цемах предложил своим ученикам создать театр, в котором говорят на иврите. Первый в истории! Успех, а потом запрет, годы скитаний, «передышка» в Вильно. И переворот — когда труппа оказалась в Москве и увидела спектакли Художественного театра. Станиславский согласился взять еврейский театр под свое крыло, предложил возглавить студию своему лучшему ученику — Евгению Вахтангову. И его заворожила идея — спектакли на языке Библии.
«Думаю, создателей театра вела мечта создать что-то совершенно новое. Ведь театр, в котором говорят на идиш, существовал. А решиться ставить спектакли на иврите — это что-то совершенно безумное. Думаю, для людей, которых можно назвать «мечтателями», важно было именно это — воплотить что-то сумасшедшее», — рассуждает художественный руководитель театра «Габима» Моше Кептен.
Еще один парадокс — израильский национальный театр на 30 лет старше своей страны. Труппа уехала в Палестину в 1920-х. Эти гастроли в России приурочены к двум юбилеям — 100-летие театра и 70-летие государства Израиль. Спектакль «Простая история» основан на романе нобелевского лауреата Шая Агнона. Прима «Габимы» Евгения Додина говорит, что это рассказ о поисках внутренней свободы. Евгения играет мать главного героя. Безумная любовь к сыну превращает ее в диктатора.
«Меня зовут Циля. Я, грубо говоря, плохая. Как известно, плохими люди не рождаются. И когда понимаешь мотивацию, почему она так борется, чего она так хочет для него, то ее не понять тоже невозможно», — говорит актриса театра «Габима» Евгения Додина.
Герой попадает в сумасшедший дом, прокручивает свою историю от конца к началу, пытаясь понять, что к этому привело. Родители хотят уберечь детей от ошибок. Но каждому предстоит обрести свой собственный опыт. И между близкими возникает стена. Конфликт, понятный на любом языке.
Комментарии