Еще древнеримские мастера использовали белый каррарский мрамор. Прославил же его Микеланджело Буонарроти, изваяв из этого камня «Пьету» и Давида. Но есть мрамор — его в Италии добывают до сих пор — который великий художник ценил даже выше каррарского. Подробности у Маргариты Масленниковой.
В 1517 году Микеланджело взобрался на гору Альтиссимо в Тоскане и нашел мрамор, о котором он мечтал всю жизнь. Ценнее каррарского. Великий творец рассказывал о нем, как о неком сахарном камне с уникальной структурой. Микеланджело задумал из этого мрамора сделать фасад базилики Сан-Лоренцо. Но месторождение тосканского камня находилось на большой высоте 1589 метров. Поэтому перевезти вниз его в то время оказалось невозможным.
«По сути, Микеланджело был не только великим художником. Но и инженером. Он даже придумал, как можно перевезти этот ценный камень. Но для итальянских властей этот проект оказался слишком затратным, и они прекратили его добычу», — объяснил историк Константино Паолики.
Только в XIX веке проект по добыче мрамора возродили. Камень спускали вниз при помощи повозок, запряженных волами. При Николае I тосканский мрамор приобрели для строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Также ценный камень для своих скульптур использовали Огюст Роден, Генри Мур. А уже в XXI веке с помощью белого тосканского мрамора была построена Большая мечеть в Абу-Даби.
«С XIX века способ добычи сильно изменился и стал легче. На смену волам со временем пришли гигантские экскаваторы, а вместо молотков, долота теперь используются литые троссы, алмазная резка и другое инновационное оборудование», — отметил руководитель работ по добыче мрамора Франко Пьеротти.
В наши дни тосканский мрамор на горе извлекают из пяти карьеров. Многовековые месторождения образуют сюрреалистический пейзаж: перед глазами возникает множество перевернутых вверх ногами лестниц, как будто состоящих из сахара.
Комментарии