Судья Верховного суда Бразилии Эдсон Факин официально принял 83 ходатайства Генеральной прокуратуры о начале проведения следственных действий в отношении 108 ведущих бразильских политиков. Это решение является логическим продолжением самого громкого в истории страны, а возможно и в мире, антикоррупционного расследования «Лава Жато». Новые обвинения базируются на сведениях, сообщенных ранее топ-менеджерами некогда ключевой для экономики Бразилии компании Odebrecht, которые пошли на сделку со следствием. Нынешнее же решение судьи является по сути самым громким и беспрецедентным — под «колпак» следственных органов попали практически все значимые фигуры современного бразильского политического бомонда.
Единственному, кому удалось временно избежать этой участи, стал действующий президент Мишел Темер, хотя его имя несколько раз цитируется в обвинительных документах. Согласно действующему законодательству, на главу государства распространяется неприкосновенность. Чего нельзя сказать о девяти министрах правительства Темера, оказавшихся в «списке Факина». Здесь и недавно назначенный на свой пост глава МИД Алоизиу Нунес, министр науки, технологий и коммуникаций Жилберту Кассаб, высокопоставленные руководители администрации президента в статусе министров — Элизеу Падилья и Морейра Франку. Там же оказался министр культуры Роберту Фрейри, министр промышленности и внешней торговли Маркус Перейра, министр сельского хозяйства Блайру Мажжи. Завершают список министров Элдер Барбалью и Бруну Араужо, отвечающие за вопросы интеграции и развития городов соответственно.
Сильнейшим образом оказалась подмочена и репутация действующих бразильских парламентариев. В списке оказались имена 29 сенаторов и 42 депутатов, включая председателей верхней и нижней палаты Национального конгресса — Эунисиу Оливейра и Родригу Майа. В «довесок» обвиняются в коррупции три губернатора — Ренан Филью, шт. Алагоас, Робинсон Фариа, шт. Риу-Гранди-ду-Норти и Тиау Виана, шт. Акри.
Обращает на себя внимание также тот факт, что в этой новой главе истории борьбы с коррупцией в списках отсутствуют ключевые фигуры Партии трудящихся, а именно экс-президенты Лула Инасиу да Силва и Дилма Руссефф. Впрочем, в списке все же фигурируют 17 их однопартийцев из числа действующих парламентариев. Но все же основной удар с политической точки зрения пришелся как раз на их конкурентов, пришедших к власти в результате импичмента Руссефф в сентябре прошлого года. А именно по партиям PMDB и PSDB, формирующими в настоящее время костяк правящей коалиции в бразильском парламенте. Особенно же «отличившимися» можно считать президентов этих партий, сенаторов Аэсиу Невеса (PSDB) и Ромеро Жука (PMDB). В отношении каждого из которых будет открыто рекордное число расследований — по пять на каждого.
Основные обвинения, предъявляемые прокуратурой элите политического класса Бразилии, сводятся к организации коррупционных схем в период избирательных кампаний. Усматриваются признаки таких преступлений как пассивная и активная коррупция, отмывание денег, введение в заблуждение следственных органов, мошенничество и даже создание организованных преступных группировок. После обнародования списка судьи Факина большинство из попавших в него лиц успели сделать официальные заявления, отвергая любые обвинения и выражая готовность ответить на любые вопросы суда.
В комментарии сенатор от Партии трудящихся Жорже Виану, также оказавшийся в списках, отметил, что не следует всех «мести под одну гребенку». «Наша пресса уже поспешила окрестить всех оказавшихся в списке Верховного суда коррупционерами. Но будем объективны, те, кто имеет доступ к засекреченным судебным документам, четко понимает, в чем его обвиняют. К примеру, в отношении меня и губернатора Тиау Вианы нет обвинений в коррупции. Есть лишь ряд вопросов по сбору средств на предвыборную кампанию 2010 года. И я готов доказать в суде, что все средства были абсолютно чисты, и мы действовали в рамках закона», заверил сенатор.
Парламентарий также подчеркнул, что антикоррупционные расследования и действия Верховного суда подвели действующую бразильскую политическую систему к символическому «краю». «По всей видимости, начиная с сегодняшнего дня, политический кризис в стране будет только усугубляться. Ситуация такова, что возникает реальный риск полной парализации всех государственных структур. Скажу прямо, на кону стоит само существование политической системы Бразилии», завершил Жорже Виану.
Комментарии