В августе 1996 года чеченские боевики в ходе двухнедельных боёв овладели столицей Чечни городом Грозным. Федеральные войска, отошедшие со своих позиций, готовились вернуть контроль над городом. Однако в дела военных, как было не раз в ходе чеченской кампании 1994-1996 гг., вмешались политики.
31 августа 1996 года между Россией и командованием сепаратистов в дагестанском городе Хасавюрте были подписаны соглашения. Согласно этим соглашениям российские войска выводились из Чечни, боевики разоружались, происходил обмен пленными и убитыми. Вопрос о статусе Чечни откладывался до 2001 года. Де-факто, Чечня стала независимым государством.
Однако, соглашения выполнила лишь российская сторона. Российские войска вышли, но боевики и не думали разоружаться. Более того, в чеченском плену остались сотни российских солдат.
Несмотря на победу в 1997 году на президентских выборах Ичкерии Аслана Масхадова, единство и мир так и не пришли на чеченскую землю. Бывшие полевые командиры стали местными князьками в своих владениях. Власть Масхадова ощущалась лишь в Грозном. За его пределами царил настоящий хаос. Убийства, похищения людей, вооружённые столкновения между полевыми командирами стали нормой для независимой Ичкерии.
Серьёзной проблемой на пути мира в Чечне стал ваххабизм — радикальное течение ислама, принесённое на Северный Кавказ наёмниками во главе с полевым командиром Хаттабом. Ваххабизм из влиятельных чеченцев того времени поддерживали Шамиль Басаев, Салман Радуев, Руслан Гелаев и, как ни странно, сам Масхадов. Однако немало было и тех, кто считал ваххабизм злом для Чечни. Среди таких полевых командиров были братья Ямадаевы, контролировавшие второй по численности город Чечни Гудермес. Именно в Гудермесе в 1998 году Ямадаевы устроили настоящую охоту на ваххабитов, не желая больше терпеть их присутствия в своём городе. От полного истребления ваххабитов спасло личное вмешательство Масхадова. Тем не менее, ситуация внутри Ичкерии стала взрывоопасной.
В августе 1999 года ваххабитские отряды Басаева и Хаттаба атаковали Дагестан. Сразу после этого чеченские командиры, не разделявшие идей ваххабизма, обратились к Масхадову с заявлением, что они готовы объединить свои силы, встать на границе с Дагестаном и не пускать больше в Чечню ваххабитов. Этой акцией чеченские командиры надеялись убить двух зайцев: навсегда покончить с ваххабизмом и не дать России повод нарушить хасавюртовские соглашения и вступить в Чечню, преследуя отступающих боевиков Басаева и Хаттаба. Однако Масхадов отказался от этой затеи и через два месяца теснимые из Дагестана ваххабиты отступили на территорию Чечни, неся на своих плечах российские войска.
Автор: Игорь Лавердов
Комментарии