Дипломатический скандал, вызванный решением Нидерландов выслать из страны министра по делам семьи и социальной политики Фатму Бетюль Сайян Кайю, стал закономерным итогом постоянно нарастающего напряжения и недоверия в отношениях между Евросоюзом и Анкарой. По мнению аналитиков, вопрос о выступлениях турецких официальных лиц перед национальными общинами, живущими на территории единой Европы, обсуждался в кулуарах завершившегося в пятницу саммита ЕС. Возможно, тогда и было принято решение о введении в странах Старого Cвета ограничительных мер на выступления турецких чиновников — ранее такого рода шаги уже предприняли Германия и Австрия. Однако произошедшее в Голландии стало кульминацией проводимой в Европе «антиэрдогановской» кампании, ставящей целью помешать президенту Турции получить дополнительные полномочия в ходе намеченного на середину апреля референдума по поправкам к Конституции.
События вокруг турецких министров, направлявшихся в голландский Роттердам для выступления перед турецкой общиной, развивались стремительно и выглядели спланированной на европейском уровне провокацией. Сперва Нидерланды внезапно отозвали разрешение на посадку в Роттердаме для вылетевшего из ФРГ самолета министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, предложив главе внешнеполитического ведомства вернуться обратно в Германию. При этом намеченный возле турецкого консульства в Роттердаме митинг сторонников Эрдогана был отменен властями якобы из соображений безопасности (в немецком Гамбурге встреча Чавушоглу с турецкой общиной также была отменена якобы по причине нарушений противопожарной безопасности здания, где планировалось провести мероприятие. — От ред.). Президент Турции резко отреагировал на демарш Нидерландов, назвав их власти «столь же робкими, сколь трусливыми», а их действия «остатками нацизма и фашизма».
«После конституционного референдума 16 апреля Турция примет ответные меры. Анкара умеет быть терпеливой», — пригрозил Эрдоган голландским союзникам по НАТО. И еще одна цитата из выступления президента: «Посмотрим, как после этого ваши самолеты будут приземляться в Турции. Конечно, я имею в виду дипломатическую сферу, а не поездки рядовых граждан». Одновременно последовало решение министерства иностранных дел Турции, объявившего нежелательным возвращение в страну находившегося в отпуске посла Нидерландов.
Ответ официального Амстердама лишь подлил масла в огонь разгоревшегося конфликта. Премьер Марк Рютте назвал прозвучавшие из Анкары заявления «выходящими за рамки». По его словам, неправильно, когда «турецкие министры ведут кампанию в Нидерландах среди голландцев — да, теоретически с турецкими паспортами, но в первую очередь голландцев.
Тем не менее в Анкаре, похоже, до последнего рассчитывали, что резонансного дипломатического конфликта все же удастся избежать. Находившаяся с визитом в Германии министр по делам семьи и социальной политики Турции Фатма Бетюль Сайян Кайя на автомобиле направилась в Роттердам, чтобы выступить перед живущими в Голландии турками на территории консульства. Но глава ведомства, имевшая дипломатические документы, была остановлена перед турецким диппредставительством голландской полицией. После нескольких часов ожидания ей объявили, что она «нежелательный иностранец», и потребовали вернуться в Германию под конвоем правоохранительных органов. Как рассказала министр, голландские власти препроводили ее на территорию ФРГ в манере, которая попирает «гуманистические и человеческие ценности». «Нидерланды нарушают все международные законы, конвенции и права человека, не пуская меня в турецкое консульство в Роттердаме. Обычная тирания и угнетение», — написала она в «Твиттере», вновь заявив о применении к ней «фашистской практики».
Почему Нидерланды столь решительно пошли на серьезный дипломатический конфликт со страной, от которой зависит, накроет ли Европу новая миграционная волна? Дело здесь не только в очевидных «локальных причинах» — намеченных на 15 марта в Голландии парламентских выборах: выступления турецких политиков перед местными общинами стали бы еще одним напоминанием избирателям о наличии в стране миграционной проблемы, что дало бы дополнительные голоса крайне правым партиям. Тогда как настойчивое желание официальной Анкары усилить агитацию среди живущих в Голландии турок легко объяснимо: из 390 мечетей страны около 200 контролирует турецкая община, а число выходцев из Турции, имеющих право принять участие в турецком конституционном референдуме, в Нидерландах составляет не менее полумиллиона человек.
Как утверждает немецкая Tagesspiegel, резкие, на грани фола выпады Эрдогана в отношении европейских столиц, ставят целью провести мобилизацию его сторонников. Согласно соцопросам, разница между противниками дальнейшего усиления власти турецкого президента и сторонниками этого шага на референдуме, если бы тот состоялся сегодня, составила бы всего несколько процентов. Поэтому для официальной Анкары крайне важно привлечь на свою сторону живущих в Европе турок. В Евросоюзе, напротив, рассчитывают, что Эрдоган потерпит на референдуме поражение, и под благовидными, и не только, предлогами стремятся помешать его министрам вести агитацию в Старом Свете. «Пока референдум не состоится, с «главным турком» невозможно будет вести разумный диалог», — приводит Tagesspiegel мнение источников в немецких властных кругах.
Геополитические причины, по которым руководство единой Европы намеренно пошло на обострение в отношениях с Анкарой, сформулировала французская «Монд». По мнению издания, причиной всему стала «стратегическая смена позиции «Малой Азии» во внешней политике — отдаление от Запада и сближение с Москвой». Так что действия Нидерландов, Германии и Австрии, использующих дипломатические рычаги, чтобы помешать Эрдогану расширить свои полномочия с помощью референдума, логично вписываются в концепцию «санкционной политики», проводимой Брюсселем в отношении не нравящихся им государств.
Тем не менее, как считает Die Welt, вопрос о введении политических или экономических ограничительных мер между Евросоюзом и Анкарой на данный момент не стоит в повестке дня, несмотря на унижение, которому подверглись в Европе официальные лица Турции.
Комментарии