Теперь уже бывший советник президента США по национальной безопасности Майкл Флинн раскрыл детали телефонного разговора с послом РФ в Вашингтоне Сергеем Кисляком, вокруг которого разразился скандал, стоивший должности американскому чиновнику.
Издание Daily Caller во вторник опубликовало интервью, которое Флинн дал журналистам еще в понедельник за несколько часов до своей отставки. Он пояснил, что обсуждал с послом не санкции, а выдворение 35-ти российских дипломатов. Советник также утверждал, что президент Дональд Трамп «уверен в нем». Вечером того же дня карьера Флинна в качестве советника по национальной безопасности завершилась, оказавшись рекордно короткой в истории этой должности в США — всего 24 дня.
«Я не пересекал черту. Если бы я сделал это, поверьте, ФБР вывернуло бы меня наизнанку, мой доступ к секретной информации был бы отозван, — убеждал Флинн. — Это не касалось санкций. Я никогда не утверждал, что мы пересмотрим санкции или чего-то подобного. Это о тех 35 парнях, которых вышвырнули». По словам советника, он сказал послу примерно следующее: «Да, я знаю, что это произошло. Мы заново проанализируем это. Мы приступим к работе через пару недель. Дайте нам некоторое время взглянуть на все это».
Напомним, что 29 декабря 2016 года администрация Барака Обамы объявила о введении новых санкций против РФ и выдворении 35-ти российских дипломатов под предлогом бездоказательно приписываемых Москве попыток влияния на выборы в США. Команда Трампа на тот момент принимала дела, но официально приступала к работе только с дня инаугурации 20 января. Однако Флинн уже в конце декабря контактировал по телефону с российским послом.
Согласно американскому законодательству, в тот момент он еще был частным лицом и не имел права вести переговоры с иностранцами от имени США. Это не означает, что он вообще не мог разговаривать с послом России, но не имел права обсуждать будущую политику США.
В январе появились сообщения о том, что американские спецслужбы, регулярно прослушивающие телефон посла России, заинтересовались содержанием разговора. Флинн тогда утверждал, что о санкциях речи не шло. А вскоре за него публично вступился вице-президент Майкл Пенс. Но в полную силу скандал вспыхнул после публикации газеты Washington Post от 9 февраля. Анонимные источники из спецслужб уличали Флинна и Пенса в обмане, утверждая, что советник все же обсуждал с российским послом санкции США против РФ и якобы намекал на возможность их отмены при новой администрации.
Слова Флинна, по данным источников, носили весьма общий характер, и совсем не очевидно, что он нарушил указанный закон. Примечательно, что в этом смысле за Флинна в своем «Твиттер» вступился даже яростный критик новой администрации — бывший посол США в РФ Майкл Макфол: «Разговоры американцев с зарубежными дипломатами не являются незаконными и не должны вызвать подозрение. Проблема для Флинна в том, что он сказал вице-президенту».
Но местные комментаторы не исключают, что в России слова Флинна могли интерпретировать как обещание отменить санкции Обамы. В качестве дополнительного аргумента приводится ставшее неожиданным для Вашингтона решение президента РФ Владимира Путина не отвечать на санкции и выдворение дипломатов, а выстраивать отношения с США исходя из будущей политики администрации Трампа.
Трудное решение
После публикации в Washington Post судьба Флинна оказалась на волоске. Белый дом посылал неоднозначные сигналы, а сам президент явно не спешил публично вступаться за сорвавшегося в пике помощника. По данным агентства Bloomberg, в последние дни опальному советнику было запрещено общаться с прессой. Потом, по словам Флинна, в понедельник утром президент поговорил с ним и «попросил больше выступать и рассказать» о ситуации. Сам советник назвал скандал «смехотворным», посетовав, что «по ошибке стал международной знаменитостью». До последнего дня Флинн участвовал во встречах президента, в том числе за несколько часов до ухода сидел в первом ряду на пресс-конференции Трампа и премьер-министра Канады. Казалось, гроза минует. Но уже вечером Белый дом объявил о его отставке.
Очевидно, решение далось Трампу нелегко. По слухам президент высоко ценит личную лояльность. А Флинн был одним из первых поддержавших его высокопоставленных военных, яростно вступался за резонансные заявления Трампа во время предвыборной кампании и запомнился тем, что на одном из митингов призвал «усадить за решетку» его соперницу Хиллари Клинтон. Да и скандальная отставка столь высокопоставленного чиновника уже в первые недели играла бы на руку критикам, указывающим на творящийся в Белом доме хаос.
Пресс-секретарь президента Шон Спайсер на брифинге во вторник утверждал, что в конечном итоге «это была проблема доверия, а не закона». То есть в содержании разговора с послом в Белом доме криминала не увидели, а утрата доверия к Флинну стала результатом его неискренности.
Но и доверие президента он потерял не в одночасье. Согласно новым подробностям в прессе, министерство юстиции «настучало» в Белый дом на Флинна еще две недели назад. Агенты, анализировавшие аудиозапись звонка, обратили внимание на то, что он ввел вице-президента в заблуждение о содержании своего разговора. В минюсте, в состав которого входит ФБР, посчитали, что в России могли в этом увидеть попытку Флинна утаить свои слова от Белого дома, а это якобы давало Москве возможность шантажировать его в будущем.
Тем не менее, никаких видимых действий в отношении советника с тех пор принято не было. При этом, если верить публикациям, вице-президенту Майклу Пенсу об этом не рассказали. Не похоже, чтобы Трамп торопился избавиться от своего помощника даже после доноса из спецслужб. Возможно, история бы сошла бы последнему с рук и обошлось бы внутренним нагоняем.
Однако копавшие под Флинна не успокоились. Не сумев по официальным каналам убедить Трампа в необходимости уволить генерала, сотрудники разведсообщества пустили в ход старый и проверенный способ: слили всю информацию в прессу через Washington Post. Расчет оказался безошибочным. Трамп, по слухам, с чрезвычайным вниманием относится к своему имиджу и тому звучанию, которое вызывает в прессе работа его администрации. Скандал с Флинном вспыхнул ярко, в обмане уличили не только самого советника, но и вступившегося за него вице-президента. Тема несколько дней не сходила с передовиц газет, затмив собой переговоры Трампа с лидерами Канады и Японии, его реакцию за запуск баллистической ракеты КНДР. Игнорировать это в администрации уже не могли.
Число противников советника в Белом доме стремительно увеличивалось. Как сообщает газета Politico, Пенс узнал о том, что Флинн ввел его в заблуждение только из газет, и выразил свое недовольство президенту. Дополнительным фактором стали неоднозначные отношения Флинна с другими силовиками в администрации, а также разведсообществом. В считанные дни судьба Флинна была решена.
Кстати эта история продемонстрировала и то, что администрация бунтаря Трампа все же не обладает полным иммунитетом от устоявшихся политических законов, как это могло показаться после его предвыборной кампании, игнорировавшей все традиционные нормы. По большому счету Флинн был безупречно ликвидирован противниками по старой как сама политика схеме: слив компромата, разжигание скандала в СМИ, растущее недоверие к жертве, ее изоляция, давление и затем вынужденная отставка.
Разведданные как оружие политиков
Один из самых примечательных элементов истории вокруг Флинна это использование разведданных в политических целях. В США любят повторять, что политика — это одно, а спецслужбы и национальная безопасность — это совсем другое. Но кризис вокруг Флинна еще раз подчеркнул растущую проблему использования разведданных в качестве внутриполитического оружия, которая была очевидной и во время предвыборной кампании.
«В некоторых случаях речь идет о материалах, полученных из засекреченных систем и переданных репортерам. Это преступление. Вы называете это утечкой, но это уголовное преступление», — подчеркнул Флинн в интервью Daily Caller, поинтересовавшись, откуда просачивается информация: «Это совет национальной безопасности? Разведсообщество? Госдепартамент? Пентагон?»
И в словах Флинна отнюдь не только обида за ставшие роковыми для него утечки. Во вторник внимание на эту проблему обратил президент Дональд Трамп, написавший в своем «Твиттер»: «На самом деле главное в этой истории в том, почему в Вашингтоне столь много незаконных утечек? Когда я, например, буду принимать решения по КНДР, тоже будут утечки?». Его точку зрения на брифинге для журналистов пояснил пресс-секретарь Шон Спайсер: «Люди, которым доверяют секреты национальной безопасности, конфиденциальную информацию, делают утечки. Это по-настоящему беспокоит президента».
Председатель комитета по разведке в палате представителей США Дэвид Нуньес заявил: «Это похоже на хорошо срежиссированные усилия по атаке на Флинна и других членов администрации… Это явная тенденция». В комитете нижней палаты заявили, что расследуют скандал вокруг Флинна. Но не на предмет содержания разговора с послом, а на предмет выявления источников всех утечек.
Сливы в прессу такого рода являются устоявшейся в США традицией и существовали и при предыдущих администрациях. Но с приходом Трампа в Белый дом стал напоминать разваливающуюся и идущую на дно субмарину: потоки утечек забили с утроенной силой со всех сторон. Страницы газет изобилуют сочными подробностями телефонных переговоров Трампа с мировыми лидерами и деталями внутренней борьбы за влияние в Белом доме. По одной из версий, «сифонят» сотрудники администрации среднего и низшего звена, большинство которых осталось в Белом доме от предыдущей администрации.
Daily Caller также приводит мнение нескольких бывших сотрудников спецслужб, считающих Флинна жертвой кампании со стороны части сотрудников разведсообщества, лояльных взглядам экс-президента Барака Обамы.
Флинн наступил на хвост многим коллегам еще в 2014 году, когда он возглавлял Разведывательное управление министерства обороны (РУМО) США в администрации Обамы. На слушаниях в конгрессе он открыто раскритиковал официальную позицию Белого дома и части разведсообщества о том, что террористы группировки ДАИШ (запрещена в РФ) не представляют из себя большой угрозы для США. За отступничество Флинна вскоре выдворили из РУМО, а год спустя он стал одним из первых сторонников Трампа среди высокопоставленных военных и принялся с удвоенной энергией критиковать антитеррористическую стратегию администрации Обамы.
Согласно публикациям в местной прессе, немалая часть разведсообщества, особенно те, кто симпатизировал предыдущему президенту, сильно недолюбливали Флинна, считая его зацикленным на теориях заговора. Кроме того, бывшие коллеги опасались, что на влиятельной должности советника по нацбезопасности он пытается настроить Трампа против спецслужб.
Комментарии