Смена вех
Стремительно менялся сам ландшафт всего балетного мира. Многие балетные труппы еще в начале сезона сменили начальников, поэтому сезон 2023–24 для множества коллективов начался со знакомства с новым руководством. С мая 2023 года художественным руководителем балетной труппы Красноярского театра оперы и балета им. Дмитрия Хворостовского стала прима Новосибирского театра Анна Жарова, сменившая на этом посту Сергея Боброва. Тогда же стало известно, что новым главным хореографом Кремлевского балета вместо ушедшего в прошлом году в мир иной Андрея Петрова назначена экс-прима этого коллектива Александра Тимофеева. Произошла смена руководства и в труппе «Урал Опера Балет»: ушел Вячеслав Самодуров — пришел Максим Петров. А в Пермский театр им. Чайковского (третья по значимости балетная труппа России) после почти трехгодичного перерыва вернулся Алексей Мирошниченко.
Новым худруком балета обзавелась труппа Новосибирского театра (НОВАТ). После успеха премьеры балета «Светлый ручей» в Михайловском театре ее новым балетным начальником стал постановщик этого балета и танцовщик Михайловского театра Александр Омар. В июле рвануло и в Мариинском театре: худруком балета стал экс-премьер и нынешний руководитель Санкт-Петербургского театра балета им. Якобсона Андриан Фадеев. Причем до этого дня должности художественного руководителя балетной труппы в Мариинке не существовало почти 30 лет! Не было тут и полноценного заведующего — 16 лет балетом руководил и.о. завбалетной труппой Юрий Фатеев. А художественным руководителем-директором Мариинского единолично является Маэстро Гергиев. Как вишенка на торте, Валерий Абесалович стал еще и генеральным директором Большого театра! После получения такого объема власти он, видимо, и решил поделиться в Мариинке частью своих полномочий.
Свой пост главного в балете Большого сохранил Махар Вазиев. И хотя сложно делать прогнозы на будущее в смысле новых назначений, тем более в Большом, но альтернативы Вазиеву, надо признать, пока нет. Если, конечно, не считать Игоря Зеленского — экс-худрука балета «Стасика» и Баварского балета. Но о нем сейчас практически ничего не слышно, и оценить, есть ли у этого талантливого балетмейстера и руководителя амбиции возглавить балет главного театра страны, невозможно. У Гергиева же и в Мариинском до балетной труппы руки не доходили, поэтому он доверял ее управление профессионалам. То же, видимо, будет и в Большом. Тем более что Вазиева (впрочем, как и Зеленского) он знает уже много-много лет…
Зрители радуются и бьют тревогу
Что дало Большому театру назначение Валерия Гергиева его гендиректором? Здесь свои плюсы и минусы. Плюсы очевидны и проявились буквально сразу. Например, обменных гастролей у Мариинского театра с Большим не было 20 лет. На всех пресс-конференциях вопрос об обменных гастролях неоднократно поднимался, но внятного ответа от предыдущего руководства Большого никогда не находилось… И вдруг то, что было невозможно еще полгода назад, по мановению «волшебной палочки» и понятно, в руках какого дирижера, переменилось, и в прошедшем сезоне московские балетоманы смогли наконец увидеть любимых танцовщиков Мариинского театра и его масштабные спектакли — «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан». Последний — знаменитый спектакль эпохи драмбалета, которому в сентябре исполнится 90 лет, в отличие от многих классических постановок XIX века из афиши Мариинки никогда не выпадал и сохранился в аутентичном виде.
С другой стороны, если при Владимире Урине полгода назад верхние цены в партер на балетные держались до 15 (и только на «Щелкунчика» до 20) тысяч, то теперь театр, по-видимому, перешел к так называемому «динамичному ценообразованию»: цены на «Лебединое озеро» в сентябре достигли 50 тысяч! А пенсионерам по новым правилам разрешено продавать не более 1 билета в месяц по льготным ценам, которые тоже выросли. В телеграм-канале Большого зрители возмущаются, пишут петицию к руководству театра, в Минкультуры, Роспотребнадзор, в Федеральный антимонопольный комитет ФАС, в Следственный комитет, в Администрацию Президента. Но пока это крик вопиющего в пустыне…
Последний плановый сезон в Большом
Сезон 2023–24, по всей видимости, стал последним, который прошел в Большом по заранее намеченному плану. Если Мариинский театр в течение многих лет заранее не объявлял свои прожекты, то в Большом это была традиция. Обычно их объявляли в апреле на пресс-конференции. Апрель давно прошел, и впервые за два с лишним десятилетия Большой, после смены гендиректора, так и не рассказал, что ожидает зрителей в следующем сезоне. Известно только, что откроется главный театр страны 7 сентября возобновлением своего старого балета «Спящая красавица» в хореографии Юрия Григоровича, которого не было в афише уже несколько лет. Решение, и совершенно правильное, лично принимал Валерий Гергиев. Причина в том, что прежнее роскошное оформление спектакля итальянцами Эцио Фриджерио (художник-постановщик) и Франки Скуарчапино (художник по костюмам), которым в 2011 году после реконструкции открывали Историческую сцену, из-за окончания и непродления лицензии использовать нельзя. Поэтому приходится возвращаться к прежнему несколько устаревшему оформлению 1974 года Симона Вирсаладзе, которое сейчас активно и практически заново восстанавливают в театре.
По слухам, вернется в репертуар и популярный детский балет Генриха Майорова «Чиполлино», поставленный в Большом в 1977 году. По эксклюзивной информации «МК», театр постарается возобновить и «Эсмеральду», суперпопулярный балетный хит XIX века балетного классика Жюля Перо по сюжету романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». 15 лет назад в Большом его поставили один из признанных в мире специалистов по старинной хореографии Юрий Бурлака и хореограф Василий Медведев. Балет тогда получился качественным, и его следовало вернуть в репертуар уже давно.Будут ли в репертуаре еще какие-либо балетные новинки, доподлинно неизвестно. Но, по слухам (а при отсутствии официальной информации их приходится принимать в расчет), балет Вячеслава Самодурова «Буря», которым главный театр страны закрыл свой 248-й сезон, может стать последней масштабной и дорогостоящей мировой балетной премьерой театра. И впредь на балетных постановках будут экономить.
Не известны пока и планы на предстоящий сезон ни Мариинского театра, ни московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, который тоже до смены гендиректора планы свои исправно объявлял. Лишь Пермский театр им. Чайковского да московский театр «Новая опера» и входящий в его состав «Балет Москва» продолжают идти в авангарде и планы свои уже огласили: в начале декабря руководитель пермской балетной труппы Алексей Мирошниченко и дирижер Иван Худяков-Веденяпин представят авторскую версию балета «Сильвия» Лео Делиба, в начале апреля — новую постановку «Орфея», а в конце июня там состоится мировая премьера «Снегурочки» Владимира Раннева и Вячеслава Самодурова.
«Старомосковским спектаклем» НОВАТ закончил свои гастроли в Большом театре
Столичные зрители в марте 2025 года увидят мировую премьеру психоделического спектакля «Балета Москва» «Кармен в моей голове» в постановке признанного лидера отечественной современной хореографии Татьяны Багановой. В соавторах у нее композитор Настасья Хрущева, художник по костюмам Галя Солодовникова и Лариса Ломакина, отвечающая за декорации. В курсе публику держит и Кремлевский балет, где уже 19 сентября Андрис Лиепа представит на сцене премьеру классического балета Александра Глазунова «Раймонда». Новому главному балетмейстеру труппы Александре Тимофеевой удалось в прошедшем сезоне восстановить поредевший за время пандемии классический репертуар театра, вернуть в афишу многие балеты Андрея Петрова, поставленные на труппу, и даже показать весьма удачную премьеру — балет «Клеопатра», последний спектакль своего основателя и многолетнего худрука, который он не успел завершить. И что еще немаловажно: цены на балеты здесь не задирают.
Новинок больше не будет
Успешно и напряженно работал в прошедшем сезоне и главный театр страны. Он показал две полномасштабные премьеры и одно возобновление, намеченные еще при Владимире Урине. Первой и сильной премьерой 248-го сезона стал балет Юрия Посохова «Пиковая дама» по повести Пушкина и на музыку Чайковского. Главное ноу-хау спектакля: все события в балете показываются как бы изнутри психики Германа, а второй акт представляет собой экспозицию души главного героя. С большим успехом возобновили на Исторической сцене и знаменитый балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Сергея Радлова и Леонида Лавровского. Балетмейстер возобновления — Михаил Лавровский, сын одного из создателей этого шедевра. Тем самым восстановлена историческая справедливость, поскольку именно этот спектакль для Большого театра является знаковым. Ведь именно с него, после гастролей труппы 1956 года в Лондоне, началась всемирная слава компании, которую во всем мире стали называть Большой балет. А после «Ромео и Джульетты» под конец сезона театр обратился и к другой пьесе Шекспира — «Буря» в постановке Вячеслава Самодурова. Некоторые проблемы с воплощением сюжета хореографическими средствами были и на этот раз, особенно в 1-м акте, но они потонули в захлестнувшем публику танцевальном круговороте и буре эмоций, которую вызвал у зрителей 2-й акт.
Карьерные перемещения в московском балете
Основное направление развития Большого театра сейчас — укрепление труппы. Чтобы смена поколения прошла безболезненно, курс Махара Вазиева направлен на привлечение в театр молодых талантливых исполнителей и их дальнейшее продвижение. Ведущим солистом в 248-м сезоне стал Дмитрий Выскубенко, перешедший в Большой из Баварского балета. Семимильными шагами в продвижении «в табели о рангах» в Большом идут Марк Чино и Даниил Потапцев, их путь за год: кордебалет — солисты — первые солисты, — стремителен. И тот и другой были задействованы во всех премьерах сезона. Даниил Потапцев отлично смотрелся в партии Ромео (в премьерном спектакле он вышел в первом составе). Станцевал он главную партию Фердинанда и в другой знаковой премьере — балете «Буря».
Из Мариинского в Большой перешла, и сразу же в ранг солистки, Мария Кошкарева, золотая лауреатка престижнейшего конкурса артистов балета, она уже станцевала главные партии в «Щелкунчике», «Коппелии», «Баядерке». В конце сезона возведена в ранг солистки и Ульяна Мокшева, перешедшая в прошлом году в Большой из Пермского театра оперы и балета. Все вышеперечисленные молодые дарования — будущее Большого театра.
Активно в этом смысле развивалась в сезоне 2023–24 и балетная труппа «Стасика». Примой здесь стала Анастасия Лименько. В прошлом году из Большого на положение ведущего солиста перешел Артур Мкртчян. Труппу пополнили и такие перспективные артисты, как итальянец Марчелло Пелиццони и англичанин Тайга Кодама-Помфрет. Не проработав и года, красавец итальянец в конце сезона был возведен в ранг первого солиста, а англичанин из кордебалета переведен во вторые солисты.
Эксперименты в «Стасике»
А вот с мировой премьерой балета «Снежная королева» балетного худрука театра Максима Севагина в «Стасике» не сложилось. Севагин решил использовать для своего балета вроде бы беспроигрышный вариант: спектакль создал на музыку не просто популярную во всем мире, а равную которой трудно найти — музыку Четвертой, Пятой и Шестой симфоний Чайковского. Но музыка в балете «Снежная королева» существует сама по себе, хореография и костюмы с декорациями тоже. Эти пласты в спектакле не согласуются друг с другом. Это была единственная полномасштабная постановка балета в театре.
Однако другой балет руководителя балета «Стасика» — одноактный балет «В темных образах» (перенос из Перми), получился очень красивым и музыкальным. Для него хореограф выбрал струнные концерты Вивальди. И сам балет, и стильные черные костюмы Анастасии Нефёдовой, составили бы хорошую пару другому севагинскому балету, поставленному в том же стиле, но, к сожалению, в ушедшем сезоне показанному последний раз, — «Bloom» на музыку Антонина Дворжака.
Продолжает самый молодой в истории театра 26-летний худрук «Стасика» курс прежнего руководителя труппы Лорана Илера на поиски не просто современной, но даже радикально современной хореографии, в том числе и не очень-то предназначенной для академической сцены. Как это было с балетом Анастасии Вядро «Красавицы не могут уснуть». Из трех одноактных балетов вечера современных хореографов (Юрий Посохов, Гентиана Дода и Анастасия Вядро) неоклассические посоховские «Отражения», перенесенные из Балета Сан-Франциско, оказались самыми удачными и уместными в программе академического театра и имели на вечере оглушительный успех. То, что этот балет теперь в афише, — большая удача театра.
Главное событие балетного сезона
Главное же балетное событие ушедшего сезона случилось не в Москве, а в Перми. Это показанный под Новый год балет Пермского театра оперы и балета им. П.И.Чайковского «Ярославна». Балет на музыку Бориса Тищенко старый-новый худрук театра Алексей Мирошниченко поставил по «Слову о полку Игореве». Даже либретто было написано Алексеем Мирошниченко в стиле древнерусских летописей с включенными цитатами из «Слова» и других «древлих» источников. Многие сцены у хореографа даются кинематографическим крупным планом, когда зрителю показываются обряды и обычаи древних русичей во всей своей поэтичности и красе. И возникает ощущение, что перелистываешь драгоценную «древлюю» рукопись, иллюстрируемую миниатюрами, писанными самим летописцем, «предивных словес наполненную».
Комментарии