Весна. Май. Кому огороды, а кому — искусство. Точнее, театр, куда в праздничные выходные однозначно потянутся те, кому трудовые будни помешали попасть на премьеры или насладиться спектаклями прежнего репертуара. А там — и в свежих премьерах, и в спектаклях-долгожителях — среди артистов разгуливают кошки, собаки, парнокопытные, летают пернатые, притихли грызуны. Какие представители животного мира сегодня выходят на сцену, опасно ли такое соседство для артистов и каков гонорар братьев наших меньших? Об этом и многом другом наше театрально-звериное расследование.
Надо сказать, что еще с начала прошлого века в этом животном вопросе мало что изменилось. Партнерами артистов становятся разные представители животного мира — от домашних до лесных экзотических. Недавно театральный зоопарк пополнил… ежик, который дебютировал не в какой-нибудь сказке, а в продвинутом социальном проекте Константина Богомолова «Голоса страны». Его на протяжении двух месяцев играли на ВДНХ, а партнером у колючего по спектаклю «Медитативный ёж» стал народный артист РФ Александр Семчев. Так вот он брался за ёжика, предварительно натянув на руку специально сшитый рукав. Впрочем, его колючий партнер сам пугался и свертывался в руках артиста клубочком.
Ещё в одной апрельской премьере — в «Собачьем сердце» в московском ТЮЗе — беспардонного господина Шарикова, прежде чем тот стал человеком, у режиссера Антона Федорова играет лохматая псина. И где они только такую взяли? Но прежде чем продолжить путешествие по спектаклям — немного истории.
Кобыла ответила Станиславскому
Моду на животных ввели отцы-основатели Московского Художественного театра в 1902 году, пообещав публике в спектакле «Власть тьмы» по Толстому устроить натуральный скотный двор на сцене из телят, коров, кур. Но на премьере на подмостки вышла всего одна лошадь: раз ее провели по второму плану, а потом она вполне себе мирно стояла в стойле, жуя сено. Рецензент газеты «Новости дня» господин Мунштейн, впавший в критический раж, даже взял интервью у кобылы, и та, как будто, пафосно «воскликнула»: «Неужели господин Станиславский думает, что я бы с меньшим реализмом ела овес или сено, чем он свой черный хлеб!»
Кстати, появление любой лошади на сцене чревато сюрпризами как для участников спектакля, так и для публики. Помнится, в 90-е годы привезли в МХТ «Гамлета» Патриса Шеро, а в нем, согласно замыслу режиссера, несколько раз за спектакль на коне выезжал принц Датский. Но после первого показа, что-то с конем пошло не так: красавец-конь уделал святые для любого иностранца подмостки. Причём в самой массовой сцене, и артисты, занятые в ней, вынуждены были доигрывать в конском дерьме. Впрочем, такой «бонус» не останавливает режиссеров, которые ради искусства готовы на всё. Поэтому лошадей всегда выводили и в Большом театре (опера «Князь Игорь»), и в МХТ («Чайка»).
Парнокопытное занято и в ленкомовском репертуаре — в восстановленном спектакле «Поминальная молитва». Это конь по кличке Сувенир, которого в аренду театр берет у доблестной столичной полиции.
— Сувенир — любимчик всей труппы, — рассказывает замдиректора театра Сергей Вольтер. — Его все обожают, стараются чем-нибудь накормить. И если в день спектакля он не получил заветную морковку из чьих-нибудь рук, страшно удивляется и обижается.
А недавно в общем чате БДТ им.Товстоногова сотрудники прочли следующее сообщение: «Человек» (репетиция с конем)». В переводе с театрального языка на зрительский это означает: в спектакль «Человек» будет вводиться новый конь, и всех занятых в постановке просят пожаловать на репетицию.
Дог по кличке Верди
И все-таки самой распространенной живностью на сцене справедливо считают кошечек и собачек. Правда, теперь, во избежание сюрпризов, всё больше предпочитают мелкие породы. В том же «Ленкоме» работает йоркшир по имени Барни. Он состоит на довольствии театра и играет, причем без замены, в двух спектаклях: в классике — «На всякого мудреца довольно простоты» по Александру Островскому, где Барни выносит на руках молодая барыня. И в современной музыкальной драме «Маяковский», где пёсик тоже не особо надрывается: поэт Маяковский (Станислав Тикунов, Игорь Коняхин) прячет его за пазухой, а потом дарит возлюбленной Лилечке, то есть Лилии Брик. В МХТ им. Чехова в двух постановках — «Бал XX век» в финале выносят на руках собачку. И такая же картина в премьерном спектакле этого сезона «Седьмой ряд, 10, 11 место» — актриса Валентина Иванова там прохаживается с йорком.
И только в Школе драматического искусства на Сретенке предпочитают более крупный размер. Здесь в спектакле «Как важно быть серьезным» (реж. Игорь Яцко) выводят целого дога. Что интересно, дог немецкий черный, появился в спектакле случайно: в эскизе будущей декорации художник и архитектор Игорь Попов, изобразил город, деревню, мебель и почему-то черную собаку.
— И почему бы, — подумал я тогда — не ввести в спектакль собаку? — вспоминает Игорь Яцко. — Я загорелся, дирекция меня поддержала, и начались поиски подходящей собаки. Вот тогда-то я узнал, что не бывает английских догов — они только немецкие. Нашли такого «артиста», а кличка у него была Верди. Дог оказался очень воспитанным, благородным, вёл себя как трепетная лань, даже сидел у хозяйки на коленях.
— Но нельзя не понимать, что любое животное, тем более собака переиграет артиста и возьмет на себя весь фокус внимания.
— Я понимал, что рисковал, допускал, что Верди переигрывает артистов. Но в спектакле он существовал идеально. Кстати, ездил с нами на все гастроли — для него купе снимали. Он играл в спектакле довольно долго, но когда вошел в солидные лета, стала работать его сестра-догиня. А сейчас у нас молодой дог Миша: вот он совсем другой — резкий, смелый, работает только в присутствии хозяина, который всегда стоит в кулисах.
— Ой, нет, с Верди у них были чуть ли не домашние отношения. И с Мишей хорошие, но немного другие. В одной сцене наша актриса обращается к Мише: «Теперь вы знаете — что посеешь, то и пожнешь» И Миша в ответ издает: «Гав». Публика в восторге.
Надо заметить, что Школа драматического искусства — рекордсмен по включению различных животных в свои постановки. Кроме собак и пернатых (о них речь ниже) здесь «играет» даже мышонок. В спектакле «Безымянная звезда» среди книг главного героя — учителя Мирою — живет мышонок. Так вообще то написано у автора, и режиссёр Александр Огарев поместил натурального, не игрушечного мышонка именно на книжную полку. А в жизни грызун живет в квартире исполнителя роли главного героя Евгения Полякова, но имеет два имени, сценическое и жизненное. На сцене он Волопас (назван в честь созвездия северного полушария), а в быту просто Александр I.
Все это умилительно, но не стоит забывать, что животные на сцене, как и дети на сцене — группа риска. Ольга Аросева, игравшая в театре Сатиры роль Шарлотты в «Вишневом саде», когда ещё была жива, рассказывала мне историю, произошедшую с ней на гастролях в Болгарии.
— За границу тогда не всякого артиста брали, а собак тем более. Сказали, что пуделя мне найдут на месте. И действительно, в каждом городе, где мы выступали, все собачки работали хорошо. Но вот в одном, не помню уже в каком по счету, местная собака улеглась на сцене и, как я ее ни тянула, не двигалась и рычала зверски. В кулисах со смеху умирал Андрей Миронов, игравший Лопахина. Но мне было не до шуток. «Ермолай Алексеевич, идите сюда», — зову я его совсем не по тексту. Андрей выходит и шепчет так, чтобы никто кроме меня не слышал: «Эта сука переживает за имение больше, чем хозяйка». Короче, общими усилиями удалось увести строптивую собаченцию.
А в «Современнике» в легендарной постановке Галины Волчек «Три товарища» в нескольких сценах за «товарищами» приглядывает серьезный овчар. Рядом с ним нужно вести себя осторожно, так как даже обученная и воспитанная собака могла прихватить. Однажды артист, причём опытный, Александр Берда, в сцене факельного шествия вопреки предостережениям инструктора, просто резко замахал руками, ну, собачка его и цапнула.
Музыкальная специализация кошек
С кошками тоже не соскучишься. Некоторые из них отличаются повышенной артистичностью и дисциплиной. Так, мхатовская кошка Машка (давно покойная) всегда четко проходила по прямой из кулисы в кулису в «Женитьбе» и ни разу не отклонилась от курса. Умильно вспоминают кота в Казанском драмтеатре: там старожилы помнят, что как только раздавался третий звонок, кот шел в реквизиторскую и без всякого принуждения забирался в клетку, которую потом выносили на сцену.
Но всё равно за котами нужен глаз да глаз. Вот случай, произошедший в питерском БДТ им. Товстоногова, где шла пьеса из американской жизни «Этот пылко влюбленный». Играли Алиса Фрейндлих и Владислав Стржельчик. В момент бурного объяснения героев на авансцену явился здоровенный котяра, уселся ровно посредине сцены спиной к залу и внимательно, переводя взгляд с Фрейндлих на Стржельчика и обратно, стал следить за «американцами». Зал, наоборот, за ними не следил, а только наблюдал за котом. В конце концов это надоело Стржельчику, и он вышел из положения так:
Комментарии