«Плотнее всего мы с ним работали над картинами «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и «Частный детектив, или Операция «Кооперация», — вспоминает он. — Квартиры наши находились по соседству, что удобно. Ведь нам частенько приходилось засиживаться над сценарием допоздна. Даже в такие дни все у нас было спокойно и слажено. Никогда не было ссор. Как обычно в кино показывают встречи творческих людей? В лучшем случае с битьем посуды, а в худшем — с битьем лиц (смеется). Но он был не такой человек. Высшая степень его недовольства выражалась в нахмуренном лбе и фразе: «По-моему вы бредите…» Тогда было ясно, что предложение мое точно не пройдет.
Убеждать Леонида Иовича потрясающе умела его супруга, актриса Нина Гребешкова. Как называл ее сам Гайдай — Нинок. Поскольку жили мы рядом, то на обед всегда расходились по домам. После обеда Леонид Иович мог прийти и сказать, что нужно обязательно что-то поменять. Это значит, что где-то между супом и компотом он посвятил в новое режиссерское решение супругу, и она его отмела. Он даже в шутку называл себя подкаблучником. Конечно, было не так. Это просто была большая любовь к друг другу и к искусству».
О причинах невероятной народной популярности фильмов режиссера рассказал декан сценарно-киноведческого факультета ВГИКа Вячеслав Марусенков.
«Феномен Гайдая стоит на трех китах, — считает он. — И разговор не про Моргунова, Никулина и Вицина. Хотя про его талант выбирать нужных актеров сказать надо. Он вел эту великую троицу из фильма в фильм, и зритель не уставал от них. Это на самом деле прием из французского и американского немого кино, переложенный на советскую реальность. Но нужно было еще этих людей найти и почувствовать их таланты и возможности. Для этого нужен еще более серьезный творческий дар.
Как Гайдай снимал комедию «Иван Васильевич меняет профессию» в Ростове Великом. «Родина» публикует редкие кадры
Во-вторых, он создавал легкую комедию, когда не нужно поднимать табличку, чтобы заставить зал смеяться. Когда от смеха плачет и слесарь, и доктор наук. Это дорого стоит. Само появление Ивана Грозного с по-царски сдвинутыми бровями в советской Москве в кадре уже выглядит неимоверно смешно. Это чувственная интуиция нахождения абсолютной комедии.
И последняя, пожалуй, самая сложная и неоднозначная режиссерская задача заключается в поиске вечных тем. Хотя многие создатели комедий грешат выбором злободневных историй, чтобы сорвать куш. А Гайдай мог видеть в произведении не только комичные ситуации, но и сюжет, который будет актуален всегда. Он говорил о человеческих типажах, которые никуда не денутся и через сто лет».
Особенно трепетно о времени, проведенном с Леонидом Гайдаем, вспоминают актеры, которым удалось сняться в его комедиях. Режиссер умел четко сформулировать задачу в кадре. С другой стороны, Гайдай всегда поддерживал удачные реплики, которые приходили на ум его подопечным. Актер Игорь Бандурин снимался в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», это одно из самых душевных воспоминаний во всей его творческой карьере.
«Он ждал от актеров красок, предложений и подсказок, — вспоминает Бандурин. — Мы были тогда такие молодые и неопытные, ужасно стеснялись его, не могли и слова сказать. Только к середине съемочного процесса стало ясно, что актерский порыв здесь никогда не будет проигнорирован или незамечен. Его тонкое ощущение каждой, даже самой маленькой личности в кадре и создавало такие душевные картины.
Он понимал, когда можно дать отвести душу, а когда начать делом заниматься. Есть сцена, где мы с сотрудниками ЦРУ в бане пьем пиво с раками. Тогда пиво в кадре было настоящее, а компания просто прекрасная. И мы специально завалили несколько дублей, чтобы нам подливали снова и снова. Когда Леонид Иович это понял, то пшикнул нам на бокалы какого-то ужасно пахнущего дуста. После этого сцену сняли с одного дубля».
Комментарии