В последнее десятилетие я с радостью наблюдаю, как российский кинематограф все более и более активно «ухаживает» за современной российской прозой и она охотно соглашается на законную с ним связь.
В 90-е, когда российская проза сознательно маргинализировалась, придумав себе нелепый термин «другая литература», а кино в силу понятных экономических обстоятельств находилось в кризисе производства, ничего подобного быть не могло. Даже один из самых знаковых романов 90-х «Generation П» Виктора Пелевина был экранизирован Виктором Гинзбургом лишь в 2011 году. И тогда же, в 10-е годы, а затем в начале 20-х, хлынул буквально шквал экранизаций современных прозаиков. Словно плотину прорвало…
Например, изумительно тонкий фильм 2010 года Алексея Федорченко «Овсянки» по повести Дениса Осокина, победителя литературной премии «Дебют». Он представлял Россию на Венецианском фестивале и был удостоен нескольких призов. Сотрудничество Федорченко и Осокина на этом не закончилось, были еще «Небесные жены луговых мари» (2012) и «Ангелы революции» (2014).
Российский кинематограф все более и более активно «ухаживает» за современной российской прозой
«Географ глобус пропил» (2013) Александра Велединского по роману Алексея Иванова взорвал отечественный экран. Затем Алексей Иванов становится безусловным лидером по числу экранизаций: «Ненастье» (2018) Сергея Урсуляка, «Тобол» (2019) Игоря Зайцева, «Общага» (2021) Романа Васьянова, «Пищеблок» (2021-2023, 2 сезона, режиссеры Святослав Подгаевский и Эдуард Бордуков), «Сердце пармы» (2022) Антона Мегердичева… Не все экранизации мне по вкусу, но успех их и в широком прокате, и в онлайн-кинотеатрах очевиден.
В 2012-м Карен Шахназаров сделал отличную экранизацию по роману Ильи Бояшова «Танкист, или Белый «Тигр»».
В 2019 году выходит сериал «Эпидемия» по роману Яны Вагнер, выдержавший два сезона (режиссеры Павел Костомаров и Дмитрий Тюрин).
В 2020-м Александр Велединский еще раз экранизирует современную прозу — 8-серийный фильм «Обитель» по Захару Прилепину. А буквально на днях состоялась премьера его же фильма «1993» по книге Сергея Шаргунова.
Сериал «Немцы» (2021) Стаса Иванова по роману Александра Терехова, сериал «Библиотекарь» (2023) Игоря Твердохлебова по роману Михаила Елизарова…
Знаю также, что куплены права и готовятся экранизации других моих коллег по писательскому цеху.
Дружба отечественного кинематографа с живыми писателями началась более ста лет назад. Уже при жизни Льва Толстого в январе 1910 года Александр Дранков демонстрировал в Ясной Поляне фильм по пьесе «Власть тьмы». А в апреле того же года, беседуя с Леонидом Андреевым, Толстой будто бы сказал: «Вы знаете, я все думал о кинематографе… Я решил написать для кинематографа. Ведь это понятно огромным массам, притом всех народов. И ведь тут можно написать не четыре, не пять, а десять, пятнадцать картин… Непременно сочиню… если успею». Не успел.
А вот его младший современник Максим Горький успел. В 1921 году он написал сценарий «Степан Разин». Потом, уже в 70-е годы, этот сюжет будет волновать Василия Шукшина — равновеликого писателя и режиссера.
Но вообще тема советские писатели и кино — отдельная. Здесь и Шукшин, и Леонов, и Нагибин, и Валентин Распутин, и Виктор Астафьев, и Виль Липатов, и братья Вайнеры, и Стругацкие… Очень хочется надеяться, что сегодня эта традиция возобновится.
Тем более что для этого предпринимаются усилия на государственном уровне. Иначе ничего и не получится. Кино — дело, во-первых, коллективное, а во-вторых — дорогостоящее. И еще — весьма специфическое, потому что должно соединять в себе литературную часть (сценарий) и собственно кинематографическую (режиссура, операторское искусство, актерский состав), а еще и продюсерскую, что сегодня едва ли не на первом плане.
В апреле этого года в писательском поселке Переделкино прошли мастерские «для литераторов, которые хотят работать в кино и сериальной индустрии». Были семинары с известными режиссерами, сценаристами и киноведами. Были обсуждения самых разных тем, главная задача которых, как мне кажется, была в том, чтобы объяснить как существенную разницу между прозой и сценарием, так и необходимость крепкой литературной основы для сценария, без чего, как правило, не бывает хорошего кино.
Насколько мне известно, в Литературном институте им. Горького обсуждается вопрос об открытии на кафедре литературного мастерства отделения сценаристики. Понятно, что есть ВГИК с соответствующим факультетом. Есть частные курсы, открытые для кого угодно, но, естественно, платные. Но почему бы и старейшему творческому вузу страны не подключиться к этому процессу? Ведь именно здесь литература и кино, как нигде, будут идти рука об руку.
Уже при жизни Толстого Александр Дранков показал в Ясной Поляне фильм по пьесе «Власть тьмы»
Еще отличная новость. Фонд кино объявил отбор заявок на участие в социальной отраслевой программе поддержки сценаристов «АВТОР». Подача заявлений — с 18 сентября до 19 октября. Заявки принимаются через электронный сервис avtor.fond-kino.ru. Победители получат ежемесячную поддержку в 150 000 рублей и работу с редакторской группой Фонда кино в рамках написания сценария, а также правовую поддержку.
И наконец с 19 по 23 октября проект «Школа критики» совместно с Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого проведет в Ясной Поляне школу кинокритики при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и телеканала «КИНОТВ». Участники уже отобраны. Среди мастеров обещают быть такие звездные режиссеры, как Эмир Кустурица, Александр Велединский и Алексей Герман-младший.
Комментарии