А сказал президент страны в ходе пленарного заседания Восточного экономического форума буквально следующее: «Конечно, мы должны прежде всего руководствоваться интересами спортсменов в данной ситуации. И каждый из них, кто готовился годами, десятилетиями некоторые, должны сами принять для себя определенные решения».
Все-таки в Париже будут наши спортсмены? Мы не хотим выпадать из международной жизни и олимпийского движения? Сто процентов – не хотим. Нам оно, сегодняшнее, не очень-то и нравится, но альтернативы нет. Президент страны вновь подчеркнул: «Что касается самого олимпийского движения, я думаю, сегодняшнее руководство международных федераций, самого Международного олимпийского комитета извращает изначальную идею Пьера де Кубертена».
Накануне и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков озвучил то, что до сих пор неозвученным витало в воздухе: выступил за участие россиян в Олимпиаде в качестве индивидуальных и нейтральных атлетов. Цитата: «Мы знаем, что все-таки будут спортсмены, которые в личном качестве примут участие в этих Играх. Я убежден, что надо принимать участие таким образом».
Дал объяснение, почему не стоит идти в отказ: «Нам, безусловно, нужно поддерживать уровень наших спортсменов, и делать это без международных соревнований невозможно. …спорт высших достижений – это профессиональный спорт, и нам важно сохранить очень высокий уровень наших спортсменов».
Альтернативы олимпийском спорту нет, хотя и намечается. Нет, Игры дружбы у нас уже точно будут. Тут можно давать те же самые сто процентов. А еще – соревнования в рамках БРИКС. Еще самые разные внутренние турниры. И глава государства даже уверен: «Это будет соответствующим образом убивать сегодняшние международные структуры, надо их обновлять, еще и кадрово обновлять…». Это стрела в будущее.
Говорит президент и о том, что «будем защищать наших спортсменов, будем создавать для них альтернативные возможности, в том числе и по финансовым результатам их достижений». Например, победы на Играх дружбы уже приравнены к призовым за победы на Олимпийских играх. По словам Путина, «так или иначе будут создаваться альтернативные движения», это – «объективный процесс».
Игры дружбы состоятся с 15 по 29 сентября 2024 года в Москве и Екатеринбурге. Но прежде все же состоятся как раз Олимпийские игры в Париже. И никто нас туда, и это важно, до сих пор официально не позвал. Так что пока мы решаем сами для себя: ехать или не ехать. Да и кому ехать из тех спортсменов, что получат квалификационные очки, тоже теперь на совести решающих.
Но есть на этих Играх уже сейчас неизменное для всех россиян и белорусов: отсутствие флага и гимна. А при этом еще и неучастие для нас в самой эмоциональной и азартной составляющей Олимпийских игр всегда и везде: в командных соревнованиях. Во всех видах.
Вы представляете себе, кстати, такие Олимпийские игры – без команд? Без нашего сногсшибательного гандбола; умопомрачительного синхронного плавания; золотых команд по спортивной гимнастике, что заставляли рыдать вместе с ними, оставив с ними же все силы на помосте; валидольного и отчаянного волейбола; эстафет в плавании?.. Олимпийские ли это Игры?
Томас Бах про нейтральность и индивидуальность для России все давно сказал. Говорят, в правилах участия, которые будут для нас в итоге выработаны, весьма важна позиция и принимающей стороны. Президент Франции Макрон уже тоже отметился в трендовом стиле: «Очевидно, российского флага не может быть на Олимпиаде-2024, мне кажется, в этом вопросе есть консенсус». И задался вопросом: «Олимпийский мир должен решить, предоставить ли российским спортсменам место на Олимпиаде?». И офигенно обозначил баланс, «к которому нам нужно стремиться»: МОК должен принять решение, «которое будет справедливым и которое примут украинцы».
Пока специально озабоченные люди ищут баланс, для России уже действуют на международных стартах очень разные по политической составляющей формы допуска от головных федераций. Шокирующие – как, например, у водных видов, которые решили, что даже ходить наши спортсмены после выступления должны отдельными от других участников дорогами и что не имеют права на интервью и пресс-конференции. Или – вполне приемлемые в каких-то ограничениях, как в дзюдо, в котором побеждает традиционная философия этого вида спорта: уважение к спортсменам и честность.
Есть еще и такая: идите, но стойте. «Благодаря» которой федерация фехтования России уже заявила вообще о потере шансов отобраться на Олимпиаду. На квалификационные турниры на Олимпийские игры наши спортсмены не успели, а среди допущенных спортсменов на международные старты не было никого из тех, кто представляет «Динамо» или ЦСКА. То есть – наших лидеров мирового фехтования.
Холодная волна: российским пловцам запретили всё, даже общение со СМИ
И картина международного спорта, вернее, нас в нем, на самом деле удручает. Нет, в 26 олимпийских видах спорта из 39 наши атлеты до соревнований допущены. И в 8 из них даже принимают участие – спортивная борьба, гребной спорт, велоспорт, фехтование, тхэквондо, дзюдо, теннис и бокс. Но в остальных критерии допуска либо еще не выработаны, либо неприемлемы, либо не выполняются (отсутствие виз и т.д.). Вот и делают вывод в министерстве спорта: «есть понимание, что в большинстве видов спорта россияне на Олимпиаде выступить не смогут, но над теми дисциплинами, где есть шансы принять участие, ведомство работает».
Кстати, вскоре вовсю может зазвучать и еще один вопрос: спортсмены, принявшие решение все же ехать на Игры, за чей счет будут вести подготовку и все такое? В принципе, уже довольно давно министр спорта Олег Матыцин на него ответил. Как только наших спортсменов начали допускать к соревнованиям, он сказал: будем делать все необходимое для обеспечения их участия в международных соревнованиях. «Для нас они были, есть и остаются нашими спортсменами, членами сборных команд».
Правда, добавил, что надо будет, конечно, еще смотреть на условия, выдвинутые международными федерациями. «Эти вопросы мы внимательно прорабатываем с юридической и финансовой точек зрения, думаю, что мы найдем выход, потому что наша основная задача – обеспечить участие наших спортсменов при условии уважения наших прав».
Если быть точнее – наших оставшихся прав. Но главное – даже не это, а то, как отреагирует на помощь государства МОК, который, выдвигая условия индивидуальности каждого спортсмена, собственноручно подающего заявку на нейтральный статус, заявлял: права прибегать к помощи государства в подготовке, поездке, расселении (и так далее) у индивидуалов нет. Бах же не зря все время напоминает – наказываем государство, а не атлетов, вычеркиваем отовсюду.
Во время Восточного экономического форума Олег Матыцин подчеркнул: задача сейчас – находиться в диалоге с МОК и федерациями по поводу спортсменов, пока еще имеющих возможность поехать на Игры, и обеспечить их участие. Но без перехода «красной черты» – подписания деклараций, осуждения политики президента и правительства. «Допускаем и надеемся, что часть спортсменов примут участие. В этом историческом отрезке это, наверное, правильный шаг».
Этот исторический отрезок, в котором мы все живем, сталкивается с вызовами, которых еще не было. Никто не знает, как мы их в спорте в итоге преодолеем. Кого потеряем, кого и что найдем.
Париж-2024 близко. Идут ли еще переговоры наших представителей с МОК? Наверное, идут. Хочется верить, что идут. Трудно сказать, какие критерии можно успеть отменить до официального приглашения на Игры. Нейтральный статус останется, можно даже не переговариваться. А вот не делать декларации нейтральности чересчур жесткими – вполне можно узаконить. В них, кстати, и сегодня нет пунктов об отречении от страны или ее осуждении. Скорее: не буду делать политические заявления, не красная линия, хотя все равно элемент не самый приятный.
А так – да, отталкиваемся теперь от заданного направления. «В конечном итоге каждый человек делает свой собственный выбор». И это может означать, что кто-то из наших лидеров, получивших квоту, на Олимпийские игры в Париж все же поедет. Но все же пока не факт.
Комментарии