По его словам, из более 3 тыс. представленных на начало 2022 года на российском рынке франшиз 30% иностранные, однако с точки зрения выручки они дают почти 70% в общей доле, так как именно иностранные франшизы самые крупные и известные. Уже сейчас понятно, что большая часть западных франшиз покинула или покинет российский рынок, добавил Дюран.
Также он рассказал, что фактически многие бренды прекратили поддержку своих франчайзи и таким образом вынудили их самостоятельно искать новые варианты развития своих точек, под новыми брендами. Юридически многие франшизы еще держатся на обязательствах поддержки своих франчайзи, но по большинству договоров срок обязательств заканчивается в 2022 году.
«К нам обращаются многие франчайзи западных брендов, которые фактически еще работают под ними, но уже понимают, что в 2023 году им придется сделать новый выбор. И сейчас они рассматривают только российские варианты, так как риски в обратном случае крайне высоки», — сказал Дюран.
Несмотря на очевидно сложный момент для российского бизнеса, он получает действительно уникальные возможности: фактически освобождается 70% рынка, которые он сможет занять, однако российские предприниматели пока не до конца готовы к этому, отметил эксперт.
«Большая конкуренция со стороны западных франшиз не только забирала большую часть доходов с рынка, но и препятствовала развитию отечественных конкурентных франшиз, поэтому рынок скорее пуст, чем полон. Но спрос действительно большой», — сказал Дюран. По его словам, в конечном счете развитие национальных франшиз — один из лучших показателей предпринимательской среды в стране.
С этой точки зрения ситуации в России становится лучше, пусть и парадоксальным путем, но российский бизнес идет к тому, чтобы занять большую часть собственного же рынка, и это случится уже в 2022 году, отметил Дюран. Созрев, российские франшизы смогут попробовать себя и на рынках других стран, дружественных нам, — главное, это качество продукта, добавил эксперт.
Комментарии