Если идти вдоль улицы, долго искать их дом не придется — фасад этого здания украшен театральными масками. И, разумеется, они здесь неспроста — левое крыло дома строилось специально для тружеников Большого театра. Так что в квартире Щедрина с Плисецкой легко сходились звезды, кипела яркая жизнь, рождались шедевры и… было, конечно, место простому житейскому счастью.
Музей-квартира Майи Плисецкой теперь — еще один филиал Театрального музея им. Бахрушина. Мемориальную ценность передал музею сам хозяин — Родион Щедрин. Причем совсем недавно, в феврале этого года. Теперь же — новое музейное пространство торжественно открыли в присутствии министра культуры РФ Ольги Любимовой, и оно готово встречать гостей.
Первое впечатление — это и не музей вовсе, а живая квартира. Словно хозяева на минуту вышли и вот-вот вернутся. Сотрудники Бахрушинского объясняют просто: в квартире практически ничего не переставляли, не добавляли — все вещи остались на своих местах, интерьеры — нетронутыми. Старались максимально сохранить атмосферу. На комоде в прихожей — мишка в красном свитере. Мягкую игрушку Майя Михайловна купила по пути из Петербурга в Москву в «Сапсане», самолично посадила на это самое место.
— Она вообще любила делать такие незамысловатые покупки, — рассказывает научный сотрудник музея Анастасия Лебедева. — К сожалению, это было последнее посещение Майей Плисецкой Москвы. Тогда как раз она договаривалась с Большим театром о праздновании своего 90-летия — но в мае 2015 года, увы, ее не стало. Так что мишка этот — простенький и страшно дорогой: он помнит тепло ее рук, он видел великих и хлебосольных хозяев квартиры.
Из прихожей попадаем в гостиную. Здесь надо всем — старинный образ «Утоли моя печали», принадлежавший семье Родиона Щедрина (дед композитора был православным священником), а по углам — встроенные шкафы-витрины со множеством подарков и памятных штучек. В одном шкафу целая коллекция фигурок лебедей — конечно же, напоминающих о самой эталонной роли балерины, Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Только на сцене Большого она исполнила эту партию более 800 раз. А можно ведь вспомнить и ее неповторимого «Умирающего лебедя»…
Много ли роскоши в квартире? К излишествам и всяческим «мещанским радостям» Плисецкая с Щедриным, по воспоминаниям, были всегда равнодушны — вся обстановка только подтверждает это. Все просто, но со вкусом — это главное. А вот что касается вкуса — не зря за балериной тянулся шлейф: икона стиля. Тем любопытнее — заглянем в ее гардеробную: здесь первыми встречают два платья любимого кутюрье Плисецкой — Пьера Кардена. Он обожал ее всю жизнь — и шил ей не только наряды для торжеств, но и костюмы для театральных постановок. К «Анне Карениной» — помните гипнотический фильм-балет на музыку Щедрина?! — сразу десять платьев! Одно из них — из темно-зеленого газа с сиреневыми цветами — вот оно, тут, в витрине. Крой уникальный: Карден сумел сохранить стиль толстовской эпохи — и в то же время не сковывать движения балерины.
Карден не одинок — Плисецкая была кумиром многих знаменитых кутюрье, и все они оставались искренними друзьями. Откроешь дверцу гардероба — сразу же костюм сложно-розового оттенка: его специально для балета «Гибель розы» создал Ив-Сен Лоран. «Одеваться красиво Плисецкая любила всегда, — рассказывает Анастасия Лебедева. — Не всегда балерина была «выездной», и тут выручала спекулянтка Клара, которая закупалась у жен дипломатов и продавала все втридорога. Чтобы заработать на «кларины сокровища», как уверяла мировая знаменитость, ей случалось даже подрабатывать выступлениями в неведомых домах культуры с полуразрушенными полами на сцене. Зато для окружающих Майя Михайловна всегда была ослепительной модницей».
Комментарии