Ремонт в Византийском зале музея «Херсонес Таврический» начался не внутри — снаружи. Часть фасада светлая её очистили от слоя грязи, лишайников и старой краски. Специалисты утверждают, это необходимо, чтобы не позволить микроорганизмам размножаться дальше и уничтожать камень.
Иван Каплий, главный инженер музея-заповедника «Херсонес Таврический»: Вот эта стена более древняя. Она выложена их чистого инкерманского камня, она более светлая. А вот эта часть стены — она восстанавливалась в послевоенное время. Была оштукатурена и отрисован сам рельеф. Мы не снимаем штукатурку, оставляем его в первоначальном виде».
Здание построили как братско-настоятельский корпус Херсонесского монастыря. Раньше в нём была домовая церковь и покои настоятеля, сейчас — византийский зал музея на 300 экспонатов. И этот ремонт для него — далеко не первый.
Внешний вид и внутреннюю планировку здание меняло до 2012-го года. Тогда большую часть оконных рам на первом и втором этажах заменили на пластиковые. В этом году окна заменят окончательно. Они сделаны под дерево, но пока в белой защитной плёнке. Но именно снимки с белыми окнами возмутили интернет-общественность.
Пост в социальных сетях опубликовал Степан Самошин. Ему удалось сделать несколько снимков процесса реставрации. Её одобрила Главгосэкпертиза и оплатило Министерство культуры. Но автор уверен — такое здание требует деликатного подхода.
Степан Самошин, заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в г. Севастополе: «Механическим способом чистят фасады, стёсывают с них вот эту патину. Это только ухудшит потом состояние. Ещё более невосполнимая потеря — это утрата оригинальный деревянных рам, многие из которых ещё те, дореволюционные, со старой фурнитурой. Проблема в том, что здание до сих пор не имеет статуса культурного наследия. Зная об этом, ещё в декабре прошлого года я подал на выявление его как ОКН в Севнаследие».
По действующим законам, если здание признают объектом культурного наследия, реставрировать его смогут только аккредитованные эксперты. В других случаях случаях решение остается за собственником.
Игорь Дьяков, заместитель директора по научной работе Академии строительства и архитектуры Крымского федерального университета: «Есть две стороны медали. Первая то, что надо всё-таки сохранить этот облик. В этом смысле лучше, конечно, подходить с точки зрения повторения тех черт характерных, которые существовали. Если изменения в здание не нанесут ущерба архитектурному облику, то как правило такие изменения возможны и их узаконивают».
Севнаследие будет рассматривать заявление Степана Самошина до середины мая. Противоаварийные работы в здании Византийского зала в Херсонесе завершат к лету.
Комментарии