Ее упорство и трудоспособность феноменальны – это признавали даже конкуренты. Впервые в главной роли Кшесинская предстала в балете «Калькабрино», партия досталась ей от Карлотты Брианца, неожиданно покинувшей театр.
К предстоящему 150-летию со дня рождения Матильды Кшесинской Государственная театральная библиотека подготовила выставку, посвященную балерине. О необычной и яркой судьбе – Екатерина Грициенко.
Рядом с ее портретом нежный и скромный букет. Партия незабудки – второстепенная маленькая роль – и первое восхождение Кшесинской на императорскую сцену. Врожденным способностям Матильды явно благоволили удача и женские чары.
«Если положить на одну чашу весов ее женственность, обаяние, кокетство и красоту, то еще неизвестно, что перевесит. Она о себе говорила, что да, я не была красавицей, но я была кокеткой», – рассказала куратор выставки Ирина Боглачева.
При этом, говорят историки, личная жизнь Кшесинской незаслуженно затмила карьеру. А ведь ее упорство и трудоспособность феноменальны – это признавали даже конкуренты. Впервые в главной роли она предстала в балете «Калькабрино». Партия досталась от Карлотты Брианца, неожиданно покинувшей театр. Чтобы блистать ярче своей предшественницы-итальянки, Кшесинская брала уроки у балетмейстера Энрико Чекетти.
«Если вы открываете, здесь – шелк, опять же императорская корона и программа коронационного торжественного спектакля», – отметила Ирина Боглачева. В программе опера «Жизнь за царя» и балет «Прелестные жемчужины» с Матильдой Кшесинской. Май 1896 года – торжество в честь коронации Николая II. Вот только изначально Кшесинская среди актерского состава не числилась.
«И она пишет, что мне пришлось обратиться к помощи великого князя Владимира Александровича, не знаю, как ему это удалось, но меня включили в список исполнительниц», – пояснила Ирина Боглачева.
Тогда Мариус Петипа специально для упрямой балерины создал партию Желтой жемчужины. Добилась Матильда и желанного бенефиса – после 10 лет на императорской сцене. Срок короткий, бенефис не положен. Но Кшесинская даже не стала обращаться к директору театра. А отправилась к министру императорского двора Владимиру Фредериксу.
«Пишет, что надела очень элегантное светло-серого оттенка платье, такую же шляпку и пришла на прием к Фредериксу. Он тут же меня осыпал кучей комплиментов, то есть в то время мужчины могли ценить внешность и одежду дамы», – добавила Боглачева.
Один из последних балетов Матильды – «Конек-Горбунок». Эскизы костюмов создавал Константин Коровин. Кшесинская блистала в роли Царь-девицы. Особенно любила русский танец на музыку Чайковского. Ирина Боглачева: «Она говорит, я исполняла на пуантах, музыка была такая душещипательная и такая грустная, что у меня выступали слезы на глазах. И, кстати, в этом спектакле, вернее в этом номере, в русском танце, она часто выступала перед ранеными во время Первой мировой войны».
В те годы Кшесинская не только танцевала в благотворительных спектаклях. Она содержала частный лазарет. Последний раз на сцену вышла в 1917 году – все в том же русском танце из «Конька-Горбунка». После революции покинула Россию, а в Париже открыла свою балетную студию. Кшесинскую называют типичной балериной эпохи Петипа – коренастая, невысокого роста. Но ее образ не спутать с другим, а ее тайну разгадывают до сих пор.
Комментарии