Антропологи исследовали мумифицированные останки представителя таштыкской культуры, которые были найдены в Хакасии еще в 1969 году. Ученые выяснили, что они принадлежали мужчине 25–30 лет, которому после смерти трепанировали череп, а также разрезали и зашили мягкие ткани лица. Кроме того, оказалось, что индивиду европеоидной внешности сделали погребальную маску, внешне похожую на монголоида. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археологические вести.
Во II–I веках до нашей эры в Хакасско-Минусинскую котловину пришли мигранты с территории Тувы и Забайкалья. Вместе с проживавшими там потомками тагарцев они сформировали таштыкскую археологическую культуру, которая просуществовала до V (по другим оценкам, до VII) века нашей эры. Яркой чертой таштыкцев выступает их погребальный обряд. Так, на раннем этапе они хоронили своих умерших в больших грунтовых могильниках. Таштыкцы сооружали погребальные камеры из деревянных срубов, которые перекрывались бревнами и берестой. Внутри такой гробницы одновременно могли находиться и мумифицированные останки людей с трепанированными черепами, и погребальные куклы с кремированными костями. Кроме того, ученые зафиксировали многоэтапный погребальный обряд, включающий эксгумацию.
Один из самых известных памятников таштыкской культуры — Оглахтинский грунтовый могильник — находится в Боградском районе Республики Хакасия. Первые раскопки этого погребально-поминального комплекса начались еще в 1903 году, но не завершились до сих пор. Свою известность он получил благодаря отличной сохранности органических материалов — погребальных кукол, человеческих мумий, а также изделий из дерева и шелка.
Иван Широбоков (Ivan Shirobokov) из Кунсткамеры и Светлана Панкова (Svetlana Pankova) из Государственного Эрмитажа исследовали мумифицированные останки, которые были обнаружены в 1969 году в погребении-4 Оглахтинского могильника. Они представляют собой сухую мумию мужчины, на лице которого находилась хрупкая погребальная маска из необожженного гипса. Ученые сконцентрировали свое внимание на черепе этого индивида, который был отделен от остального тела во время транспортировки находки из Хакасии в Ленинград.
В левой височно-теменной области антропологи обнаружили свидетельства трепанации без следов заживления. Вероятно, ее провели с помощью инструмента типа долота, чтобы извлечь головной мозг. Ученые сделали компьютерную томографию, чтобы получить трехмерную модель маски, лица и черепа. Ее анализ показал, что останки принадлежали молодому человеку, который умер в возрасте 25–30 лет. Исследователи не зафиксировали никаких серьезных патологий, за исключением небольшой гиперплазии носовой раковины.
Помимо трепанации, антропологи обнаружили еще одно свидетельство посмертных манипуляций — зашитый разрез мягких тканей на левой стороне лица. Вероятно, эта манипуляция была направлена на то, чтобы замедлить гниение тканей, а голова продолжала оставаться в приближенном к естественному состоянию. Возможно, такие посмертные процедуры проводились и с другими частями тела покойного.
Антропологическое исследование черепа показало, что мужчина имел европеоидный облик. Сравнение с ранее опубликованными краниологическими измерениями позволило заключить, что череп индивида был похож на другие исследованные останки таштыкцев из грунтовых могил, которые были похоронены по обряду ингумации. Однако его выделяют вытянутая форма с высоким сводом и широкое лицо с сильно выступающим носом. Кроме того, ученые отметили сходство этого оглахтинца с останками более древнего населения Хакасии — носителями тагарской культуры.
Исследование трехмерной модели погребальной маски показало, что на ее внутренней стороне сохранились фрагменты тканей, которые были положены на глаза и рот умершего. Один из таких кусочков зеленоватого шелка также виден на месте сломанной части маски. Кроме того, на внутренней стороне отпечаталось само лицо погребенного с заметными посмертными изменениями: заостренные черты, западины на месте глаз и деформация трепанированного участка. Антропологи подчеркнули примечательную особенность этой маски — хотя мужчина имел европеоидную внешность, сама маска изображала монголоидного человека.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях материалов, извлеченных из погребения-4 Оглахтинского могильника. Так, внутри погребальной куклы антропологи обнаружили останки взрослого мужчины. Кроме того, радиоуглеродный анализ показал, что это погребение относится к 254–306 годам нашей эры.
Комментарии