В экспозиции представлено порядка 200 работ европейских и российских мастеров.
Третьяковская галерея открывает выставку «Миры гравюры на металле». Экспозиция демонстрирует многообразие художественных возможностей этой техники и ее эволюцию. О пути от ремесла к искусству, который прошла гравюра, – Алия Шарифуллина.
Главный визуальный источник знаний о мире на протяжении нескольких веков. Гравюра – предтеча массмедиа. До изобретения фотографии играла роль и телевидения и кинематографа. По гравюре можно было увидеть всю красоту Италии, не выезжая из Амстердама; узнать о казнях, войнах, балах, модных тенденциях. Были даже сборники гравюр куртизанок Венеции – с портретами и адресами дам. Гравюра – это и первое в мире массовое искусство. Повесить у себя живопись Тинторетто мог позволить себе не каждый. Но вставленный в раму рисунок Пиранези – не меньше украшал любые покои.
«Распространялись определенные знания, тиражировались произведения искусства, портреты, образы. Гравюра способствовала популярности тех или иных художников, гравюры помещались в различных изданиях», – рассказала заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.
История гравюры – история превращения репродукционного ремесла в оригинальное искусство. Эта экспозиция – о глубокой печати на металле. Долгие годы главной техникой считалась резцовая – искусство суровое, требующее от художника «железной руки». Тончайшие штрихи и точки на металле «вырезали» ударами – без права на ошибку. Подделка таких гравюр была практически невозможна. Поэтому с помощью этой техники изготавливали матрицы для печати денег, чеков и ценных бумаг.
«Здесь представлены художники, которые работали в «Гознаке». Одной из задач было изготовление марок, денежной купюры. Вот этот портрет Маркса был выполнен в 1918 году для денег, которые не были напечатаны. Только потому, что время 1918 год – гражданская война», – пояснила куратор выставки Людмила Смирнова.
Когда художникам захотелось более свободного и легкого рисунка, появился офорт, где изображение на металле вытравляли кислотой. Рисовали не резцом, а иглой по мягкому лаку. В XVIII веке это искусство достигло особых высот – гравированные листы, как произведения искусства, стало модно коллекционировать. Именно тогда была открыта акватинта – технология, при которой гравюра напоминает акварель. Тогда же начались и эксперименты с цветом. Середина XIX века – эпоха кризиса гравюры. С изобретением фотографии она перестала решать репродукционные задачи, и тогда художники стали искать новое слово. Например, Иван Шишкин.
«Вот он сделал доску, печатную форму – отпечатал. Через какое-то время довел, отпечатал – она одна и та же, но она изменилась. Дальше он еще поработал. Появились фигуры, по-другому решено настроение, атмосфера пейзажа. Вот у него таких отпечатков состояний 17 штук известно», – сообщила куратор выставки Нина Маркова.
Проследить эволюцию и разнообразие гравюры здесь можно на примере 200 работ европейских и российских мастеров: от идеи до готовых гравюр, от сомнений до совершенно неожиданных результатов.
Комментарии