Экспозиция открыта в новом выставочном пространстве киностудии имени Горького.
«Время и Вещи» – костюмы, сшитые для советских исторических фильмов, представлены в новом выставочном пространстве киностудии имени Горького. Ирина Разумовская – подробнее.
Ещё первые фильмы, которые снимали в начале XX века в киноателье «Русь», позднее преобразованном в киностудию имени Горького, были экранизацией русской классики. Это требовало особой работы над костюмами и достоверности в них. Так здесь стали появляться художники, которые трудились над каждым историческим костюмом как над отдельным произведением искусства. Один из них – Яков Ривош – написал книгу «Время и вещи», где собрал бесценные сведения о костюмах разных групп, сословий и эпох. Название этой выставки – дань памяти ему и его вкладу.
Куратор экспозиции Ольга Поликарпова – ученица легендарной художницы и педагога Элеоноры Маклаковой, чьи костюмы для фильмов «Юность Петра» и «В начале славных дел», встречают зрителя первыми.
«Элеонора Петровна обратилась в Московский Кремль, в Государственный исторический музей, где хранились костюмы допетровского времени – XV-XVII веков. И для изучения гардероба Петра I она направилась в эти музеи. Причём это не только художник изучал, это изучалось вместе с закройщиками – они смотрели, какие ткани», – рассказала куратор выставки, художник по костюмам Ольга Поликарпова.
Эти костюмы создавались в эпоху, когда не было Интернета и книг по истории костюма. А на крупных планах зрители могли рассмотреть каждую пуговицу или вышивку. Кстати, как белый воротник сделать именно белоснежным в киносвете или как жемчугу не бликовать, они тоже знали. Мы пригласили на эту выставку сценографа и обладательницу множества призов за свои работы – Галину Солодовникову.
«Я на самом деле потрясена – с первого мгновения, когда я зашла и увидела качество работы. Насколько подробная выделка и качество материалов и фактур!» – поделилась художник по костюмам Галина Солодовникова.
В кино – не в театре – Галина дебютировала как художник в фильме «Серебряные коньки», который известен в том числе своими богатыми историческим платьями на героинях. Говорит, принцип работы с советских времен остался неизменным: кропотливый труд по воссозданию эпохи, которому предшествует серьезное исследование.
«Совершенно другие возможности. Ты можешь поехать по всему миру. Поехать заказать шёлк в Китае, там его вышьют, разошьют, ты его забираешь. Я на компьютере рисую графику, потом перевожу в линии – это считается стежками, – и я могу делать очень сложную вышивку – такую, которую, если бы сидели мастерицы, потребовались бы годы, чтобы её вышить. Разница есть, конечно, я сейчас смотрю: это же всё вручную было сделано», – добавила Галина Солодовникова.
Вручную вышили и этот воротник, который в фильме «Красное и чёрное» можно увидеть на Наталье Бондарчук, или расшитый венец, который на ней же – в картине «Юность Петра». Плели на коклюшках и кружева для накидок в киноленте «Лев Толстой». Но некоторые исторические костюмы удавалось приобретать. На выставке есть отдельный зал с таким антиквариатом. В советское время можно было услышать объявление по радио о том, что киностудия купит у населения вещи определенной эпохи.
Комментарии