Более 140 произведений – живопись, графика, офорты – не находятся в постоянной экспозиции. И мастер, знакомый с детства, предстает почти неузнаваемым.
К другим темам. Русский музей представляет выставку Ивана Шишкина. Более 140 произведений – живопись, графика, офорты – не находятся в постоянной экспозиции. И мастер, знакомый с детства, предстает почти неузнаваемым.
Настоящего Шишкина массовый зритель знает плохо. Задача организаторов – показать разнообразие жанровой палитры художника.
«Что-то кажется что это Куинджи, что-то кажется что это Левитан, а оказывается это потрясающие работы Ивана Ивановича Шишкина. То есть, он был разным, он был мастером леса и мастером деталей», – отметила заместитель генерального директора Русского музея Евгения Петрова.
Иван Шишкин занял свое особое место среди художников-передвижников. Он мало писал людей и совсем не интересовался жанровыми сценами. В мире растений он видел красоту и гармонию, недостижимую в человеческом обществе, а лес для него был тем храмом,где каждая травинка воспевает совершенство мироустройства.
Причина,по которой Шишкин был почти полностью погрузился в изображение природы, отчасти в трагической судьбе. За короткий срок он потерял отца, жену и двух сыновей,умерших в младенческом возрасте от туберкулеза.
«В его биографии очень много потерь, безвременных смертей его близких людей. В природе, наверное, он находил какое-то утешение после всех этих несчастий, которые его буквально на каждом шагу подстерегали», – отметила старший научный сотрудник отдела гравюры Русского музея Галина Павлова.
Полотна художника как будто передают буйство красок летнего леса, шорохи листвы, запах хвои и нагретых солнцем сосновых стволов. К этому зритель привык и такого Шишкина любит. А вот гравюры, офорты, карандашный рисунок – все это наверняка вызовет удивление посетителей выставки. Художник был новатором офортной техники в России. Он придумал особую технологию подготовки граверных досок, чтобы его работы мог видеть не только посетитель столичных выставок, но и провинциальный читатель на страницах журнала «Нива».
«Выпуклый офорт можно было прокатывать вместе с типографским текстом и получать журнальный оттиск в журналах, в газетах. Шишкин и стремился к этому и для того изобрел технику выпуклого офорта», – пояснила Павлова.
В XXI веке зритель по-другому считывает послания художника, чем в веке XIX. Теперь он ощущает не только умиротворенность от красоты, но и ее хрупкость. В век экологических катастроф и потребительского отношения к природе картины художника звучат как манифест о необходимости спасения жизни.
Комментарии