«Последний храм домонгольской Руси». Георгиевский собор в Юрьеве-Польском нуждается в срочной реставрации. На восстановление потребуется 120 миллионов рублей. Репортаж Марии Платанюк.
Рельеф с изображением медведя ‒ новое открытие на всемирно известном памятнике архитектуры. И если слона из белого камня, «зверя для Руси невиданного», нужно разыскивать на северном фасаде собора, над колонной, той, что венчает женский лик, то медведь притаился на левой пилястре западного притвора. Там, где чередуются медальоны с изображениями животных. Округлое тело, короткий хвост, мощная спина, сильные лапы с когтями. Это единственный медведь на резьбе знаменитого храма. По словам музейщиков, нашел его местный любитель старины.
«Турцев Владимир Алексеевич, который написал удивительную статью и нашел такую изюминку еще одну изюминку нашего собора. Оказывается, на нем есть удивительный медведь. Вот, такой журнал, в котором он подготовил статью, «Туристические маршруты России»», ‒ рассказала директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея Светлана Борисова.
Георгиевский собор 1234 года постройки ‒ объект культурного наследия федерального значения. Это последний белокаменный храм, возведенный на Руси до монгольского нашествия. Игумен Афанасий, настоятель Михайло-Архангельского монастыря, говорит об особом значении этого храма.
«У нас не так много осталось памятников домонгольского периода, тем паче такого уровня художественной ценности, соответственно, и духовной ценности тоже», ‒ отметил настоятель Михайло-Архангельского монастыря, Игумен Афанасий (Селичев).
Георгиевскому собору необходима срочная реставрация. Перепады температур, дождь, снег, эрозия, магниевые соли ‒ все это точит неповторимый храм. Некоторые рельефы уже утрачены.
«Белокаменная резьба находится в аварийном состоянии. Вы видите, что и глубокие трещины, и грибок покрывают все узорочье нашего Георгиевского собора. Белокаменная резьба разрушается и разрушается очень стремительно», ‒ пояснила Светлана Борисова.
У шедевра ‒ особая судьба. В середине XV столетия своды и часть стен «белокаменной жемчужины» рухнули. По воле князя московского Иоанна Третьего, собор заново отстраивал зодчий Василий Ермолин. Так появился «ребус» белокаменных рельефов, а Георгиевский собор утратил первоначальные пропорции и стал более приземистым. Нынешнее состояние храма ‒ целый пласт «тревог». К примеру, на этих старинных чугунных плитах весной стоит вода. Разрушаются и росписи первой трети XIX века. Работа кисти Тимофея Медведева.
Под сводами Георгиевского собора температура практически ничем не отличается от температуры на улице. Отсутствие необходимого температурно-влажностного режима, острейшая проблема. Собору необходим слабый подогрев. Влияют и грунтовые воды. Их активно впитывает белый камень.
Для спасения наследия необходимы 120 миллионов рублей. Эту сумму называют в Центральных научно-реставрационных мастерских. По словам главного архитектора Сергея Куликова, проектная документация была доработана весной 2020-го и уже одобрена научно-методическим советом при Министерстве культуры. Средства на доработку проекта ‒ 24 миллиона ‒ в прошлом году выделял Минкульт. Вопрос планируемой реставрации ‒ на контроле ведомства. Но, очевидно, процессу спасения необходимо ускорение. Храм ждет реальных действий. Для гибнущего Георгиевского важен каждый год и каждый месяц.
Комментарии