На территории бывшего Бадаевского завода в Москве начались противоаварийные работы. О том, что здесь предстоит сделать, и почему проект застройщика вызвал острые дискуссии – в специальном репортаже Алии Шарифуллиной.
Отсыревшие стены, покрытые плесенью, дыры в прогнившем полу, ржавые лестницы, разбитые окна, а вокруг горы мусора и лес, пускающий корни сквозь кирпичную кладку XIX века. Так сегодня выглядит большая часть помещений Бадаевского завода. Переживший войны и революции, трижды горевший в пожарах памятник промышленной архитектуры ни разу не реставрировали. Его «латали» как могли за свои деньги арендаторы помещений, всё остальное – годами превращалось в бесхозные руины.
Основанный в 1875 году Трехгорный пивоваренный завод прекратил производство в 2006 году и вошел в так называемый «ржавый пояс» столицы — территории бывших промзон. На лакомый кусок земли покупатели нашлись быстро, но согласовать планы освоения этого участка с городом долго не удавалось. В 2018 году московский застройщик «Capital Group» представил проект развития территории Бадаевского завода. Основная идея, по их словам – вернуть архитектурному ансамблю аутентичный вид.
«Очень важно было для нас сохранить и отреставрировать первое и третье строения, которые являются объектами культурного наследия. Мы планируем также строение номер два восстановить по архивным чертежам. Обращаю внимание, оно не является объектом культурного наследия, оно было утрачено в процессе развития завода в 70-е. Но мы сохраним его и восстановим в рамках общего ансамбля», — рассказал руководитель проекта компании Capital Group Вадим Фадеев.
За более чем вековую историю завод надстраивался, перестраивался, много новоделов появилось в советское время. Застройщики обещают очистить территорию от поздних наслоений, в обновленных зданиях открыть фитнес-клубы, рестораны, центры детского творчества, баню и музей истории пива. Площадь реставрации – около 35 тысяч квадратных метров, стоимость – порядка 5 миллиардов рублей.
«Часть этих зданий находится в неудовлетворительном и местами в аварийном техническом состоянии. В настоящее время департаментом выдано разрешение на проведение противоаварийных работ, а дальше впереди — первые в истории трёхгорного пивоваренного завода комплексные реставрационные работы», — заявил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Концепция предполагает не только «реконструкцию» промышленных зданий, но и строительство нового жилого комплекса. Авторы проекта — известное швейцарское архитектурное бюро. Над историческими корпусами возвысится «парящий дом» — небоскребы, установленные на 35-метровых колоннах.
«Можно констатировать, что людей на сегодняшний день есть документы, позволяющие застройщику на этом участке. Инвестор взял на себя обязательства сделать серьёзную реконструкцию самого завода, памятника. Это серьёзная затратная история. Понятно, что чтобы реализовать такой проект, нужно на чем-то зарабатывать, поэтому есть коммерческая часть, которая реализуется вот с архитекторами серьезнейшего уровня. У меня с точки зрения организационной и отношения к этой работе вопросов нет», — рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Вопросы остались у жителей Дорогомиловского района. Футуристический проект они осудили, прозвав «парящий дом» — «небоскребом на курьих ножках», «гусеницей» и «домом-тараканом». На публичных слушаниях по проекту застройки Бадаевского диалога достичь не удалось.
Мнение жителей разделяют и градозащитники. Проект освоения бывшей промзоны они называют «агрессивным вторжением в городскую среду, которое изменит исторический облик Москвы».
«Эта угроза очень реальна, мы рискуем потерять как физически половину этого комплекса, поскольку задние части зданий объявлены не ценными, а градостроительными, мы его потерям вообще, потому что над ним, буквально на его голове, будет поставлен фактически новый город, который решительно исказит все его исторические виды и панорамы», — заявил координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов.
Профессиональное сообщество единой позиции не выработало, разбились на два лагеря. Одни называют проект «глумлением над памятниками», другие — примером архитектуры «высокого класса».
Мы продолжим следить за ситуацией, сложившейся вокруг застройки Бадаевского завода. Мнения профессионального сообщества разделились, подробности — завтра.
Комментарии