В Международном конкурсе молодых фотожурналистов имени Андрея Стенина в 2020 году участвуют представители медиа 75 стран. Как распределятся призовые места и кто станет обладателем его главной награды, станет известно в сентябре.
Телеканал «Россия К» является генеральным информационным партнером Конкурса, в жюри которого вошли ведущие эксперты фотографической отрасли мира. В их числе Давидэ Монтелеоне, итальянский фотограф, исследователь, стипендиат National Geographic. Предлагаем вашему вниманию интервью, в котором он рассказал о своих взглядах на искусство фотографии и ее уникальной роли в современном мире.
— Основа любого конкурса – это экспертное мнение жюри. Но жюри — это люди со своими пристрастиями, субъективными суждениями, профессиональными привычками. Как сохранить объективность в принятии решения и не уйти в конъюнктуру или модные тренды или шаблоны?
Д.М. — Оценивая фотографии, я почти всегда руководствуюсь инстинктом, нравится мне это или нет. Нет какого-то конкретного правила, обычно играет роль общее впечатление, и, пожалуй, еще помогает то, что я уже 20 лет просматриваю фотографии. Если первое впечатление хорошее, то я пытаюсь поместить фотографию в контекст и понять, «разговаривает» ли фотография с контекстом, к которому я ее привязываю. Не люблю шаблоны, стереотипы и избитые формулы. Меня привлекают снимки, в которых есть что-то нестандартное. Это может быть необычная композиция, посыл либо сама попытка уйти от общепринятых стереотипов.
— С момента своего возникновения фотография позиционировалась как независимая форма искусства, которой не требуются никакие дополнительные форматы для того, чтобы объяснить тему или предмет фотографии. Однако современные фотографы используют большое количество других форматов для того, чтобы выразить их смысл. Многие фотопроекты основаны на мультимедийных форматах. Правда ли, что искусство фотографии загоняет само себя в угол путем отказа от чистоты жанра, то есть, прямого диалога между изображением и зрителем?
Д.М. — Думаю, фотографию как искусство никогда нельзя было объяснить как само собой разумеющееся явление. Но будет домыслом или клише говорить об отсутствии культурного контекста при работе над снимком. Особенно, если речь идет о документальной фотографии: документальные снимки в абсолютном большинстве случаев требуют контекста. Фотография сама по себе не является ни свидетельством, ни доказательством. Я уверен, что есть фотографы, которые осознали существующие правила работы, и серьезно подходят к вопросу создания документальной фотографии, которая не ограничивается только визуальной красотой. Возможно, поэтому они решают использовать и другие языки помимо фотографии. А возможно, причина в том, что рынок фотографии перенасыщен.
— Что лично вас может заставить в фотографии воскликнуть: «Здорово!»?
Д.М. — Меня редко впечатляет только эстетика снимка. Мне больше интересно то, какая работа была проделана фотографом, что стоит за ним. Но поскольку мы все же говорим о том, что производит на нас впечатление через образ, особая эстетика — это всегда преимущество.
Комментарии