На выставке представлены более шестидесяти гравюр XIX века из коллекции Кирилла Данелия, посвящённых одному из самых популярных сюжетов японской истории и театральной драматургии — легенде о сорока семи верных ронинах. Предание основано на реальном историческом событии, которое произошло в самом начале XVIII века.
В 1701 году, во времена правления сёгуна Токугава Цунаеси, один из придворных воинов Асано Наганори, не выдержав насмешек высокопоставленного чиновника Кира Есинака, выхватил меч и ранил обидчика. За что был осужден и приговорен к сэппуку (ритуальному самоубийству, более известное сегодня как харакири). Имущество Асано было конфисковано, род опозорен, а 200 его вассалов объявлены ронинами — так в Японии называли воинов-самураев, которые либо утратили покровительство своего хозяина, либо не смогли уберечь его от смерти. Быть ронином считалось постыдным, а потому многие из них переквалифицировались в торговцев либо бродячих поэтов или музыкантов, а некоторые и вовсе опустились до уровня грабителей и наемных убийц. Но 47 из 200 воинов Асо поклялись отомстить за смерть своего хозяина и наказать обидчика. Два года они вынашивали план мести и ждали удачного момента. Наконец, когда бдительность Киры ослабла, ронины проникли в его дом. Уничтожив 17 охранников и ранив еще около 20, они нашли своего врага и отрубили ему голову. 46 из нападавших сразу же сдались властям, а самый молодой, 16-летний Китиэмон Тэрасака был послан гонцом к жене Асо, чтобы рассказать ей о том, что честь рода восстановлена.
Сёгун оказался в сложном положении. С одной стороны, он должен был наказать преступников, которые убили высокопоставленного чиновника. С другой — ронины следовали воинскому «Кодексу бусидо» и симпатии общества были на их стороне. В итоге было принято соломоново решение: мстителей не казнили, как убийц, но предложили сделать сэппуку. 46 воинов исполнили свой последний самурайский долг и были погребены в монастыре вместе со своим хозяином. Самого молодого ронина, который выступил гонцом, помиловали. Он прожил до 78 лет и после смерти завещал похоронить себя рядом со своими товарищами.
История о 47 ронинах тут же стала обрастать мифами и поклонниками, которые нашли в ней романтическую версию того, какими должны быть настоящие самураи. Большое количество исторических персонажей, многочисленные сюжетные линии, длинная предыстория и общественный резонанс позволили увидеть в ней рассказ о верности, предательстве, любви и чести, — вечных вопросах искусства.
Постепенно драматические события начала XVIII века становились частью японской народной культуры. Легенда стала источником вдохновения для множества театральных пьес, кинофильмов, литературных и художественных произведений. Большое развитие легенда о 47 ронинах получила и в жанре гравюры, которые занимают большую часть всей печатной продукции XIX века в Японии.
В экспозиции, которая открывается 13 декабря в Государственном музее Востока, собраны работы разных школ и мастеров жанра театральной и героической гравюры. Это Утагава Кунисада (Тоёкуни III) (1786-1865), Утагава Куниёси (1798-1861), Тоёхара Тиканобу (1838-1912) и другие. Многие гравюры впервые привезли в Россию.
Выставка открыта до 26 января.
Комментарии