Башкирскому государственному художественному музею исполняется 100 лет. 5 ноября 1919 года был подписан указ о его создании. Основой собрания стала коллекция, которую художник Михаил Нестеров, уроженец Уфы, ещё в 1913 подарил своему городу.
Башкирский государственный художественный музей начинался со ста двух картин. Которые Михаил Нестеров подарил родному городу. Десятилетиями коллекция пополнялась — сейчас в ней больше 13 тысяч экспонатов. Построено и новое здание, в котором хранилище и помещение для выставок.
В коллекции Нестерова были произведения Бенуа и Головина, мастеров Мира Искусства и Союза русских художнико. В 1914 Нестеров продал свой дом в Уфе. И больше сюда никогда не возвращался – новую власть так и не принял.
«У нас в Уфе хранится, экспонируется, стоит самый первый памятник В.И. Ленину. Чтобы выложить вокруг памятника Ленину площадку, нужны были плиты. И эти замечательные мраморные плиты сняли со старинного Иоанновского кладбища, на котором покоились близкие и члены семьи М.В. Нестерова. Простить он этого Уфе не мог», — рассказывает Светлана Игнатенко, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова по научной работе.
Число работ Нестерова в уфимском музее теперь увеличилось в три раза. В основном здесь то, что создано до революции. Это циклы, посвящённые женщинам из старообрядческих семей и Сергию Радонежскому. Вот первый и неоконченный вариант полотна «Видение отроку Варфоломею». Его Нестеров начал писать в Абрамцеве, но соскучился по маминым пельменям – свернул холст на скалку и уехал в Уфу. Там он внезапно заболел воспалением легких.
«Нестеров больным встал, подошел к холсту. Почему у него оказался в рука какой-то острый предмет – сказать трудно. У него закружилась голова, он с детства был болезненным очень мальчиком, он упал и прорвал холст вот этим колющим предметом. Начал нервно замазывать пятно, как будто это человеческая рана», — добавляет Светлана Игнатенко.
Это зеленое пятно и есть замазанная дырка. Холст был поврежден безнадежно. И отец привез художнику новый. На нем в итоге и была написана знаменитая картина. Еще одна гордость Башкирского художественного музея — крупнейшее в России собрание работ Давида Бурлюка. В 1914 он был отчислен из Московского училища ваяния и зодчества. Ему грозил военный призыв. Бурлюк решил скрыться. Поселился под Уфой, в Иглино, у родственников. Читал лекции, просвещал башкирских художников, создал здесь 200 работ.
«Вот одна из работ Бурлюка, которая находится у нас в хранилище. Эта работа примечательна тем, что она подарена Владимиром Спиваковым. Это, конечно, уникальное явление, чтобы кто-то дарил нам Бурлюка», — показывает Валентина Сорокина, главный хранитель фондов музея.
Пять лет назад появилось новое здание музея с современным фондохранилищем. Здесь же сегодня выставляются современные башкирские художники.
«Но все рано нам не хватает выставочных площадей для постоянной экспозиции в первую очередь. Нам кажется, что наши художники – основатели башкирской школы живописи – должны иметь собственные помещения», — отмечает Айрат Терегулов, директор Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова.
К столетию музея планируют открыть еще одно здание, где на двух этажах разместится музей Нестерова, появятся помещения для мастер-классов и сменных экспозиций.
Комментарии