Третьяковская галерея впервые представляет выставку об истории своего здания на Крымском Валу. В основе экспозиции – документы из архива Николая Сукояна, одного из создателей образца архитектуры советского модернизма. Выставку осмотрела Алия Шарифуллина.
Здание Третьяковской галереи на Крымском Валу до сих пор – предмет споров и дискуссий. Одни считают его серым и скучным, для других – это образец архитектуры советского модернизма. Проектирование одного из крупнейших музейных комплексов в мире началось в эпоху оттепели. Работала целая команда архитекторов. Вот их «лаборатория» – столы, альбомы, в которых авторы делали зарисовки, чертежи, описывали размеры и вес экспонатов Третьяковки.
«Мы показываем на этой выставке географическую карту мира с теми точками, куда отправляли в рабочие командировки команду архитекторов, работавших над этим зданием. Это пять городов США, это, конечно же, город Бразилиа, построенный великим Оскаром Нимейером, это несколько японских городов. Они, действительно, создавали здание, которое должно было вместить в себя национальную сокровищницу», ‒ рассказала директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Для своего времени это был своего рода манифест модернистской архитектуры, «наш ответ Помпиду», высокотехнологичная постройка – после завершения проектирования авторы подали порядка 100 патентов на изобретения. Гордость комплекса – освещение, над ним работали сотрудники лаборатории светотехники Института строительной физики. Люстры заказывали в Австрии, у компании, которая «осветила» Кремлевский дворец съездов.
«За мрамором мой отец Николай Петрович Сукоян, главный архитектор проекта, ездил специально на месторождение на Урал. Работала вся страна на эту стройку и, в том числе другие республики. Были командировки и в Армению за туфом, и в Туркмению», ‒ вспоминает дочь архитектора Николая Сукояна Вероника Сукоян.
История Новой Третьяковки ‒ это 10 лет проектирования, 20 лет строительства и 30 лет работы. Все этапы – от первых эскизов до проектов реконструкции в 2000-х, когда здание чуть было не снесли ради «апельсина» британского архитектора Нормана Фостера ‒ задокументировал в своем архиве архитектор Николай Сукоян. Это – восстановленный первый макет комплекса и окружающей его территории.
«Вы видите, что архитекторы сразу мыслили глобально, целый район. Планировали и парк большой, который бы продолжал Парк Горького, и вокруг разрабатывали целый комплекс, в том числе жилой застройки», ‒ говорит куратор выставки Софья Аксенова.
Но не все замыслы воплотились. Здесь можно изучить «неосуществленные мечты» архитекторов, например, монумент «Рабочий и колхозница» после Всемирной выставки в Париже хотели разместить рядом с Третьяковкой. А само здание украсить богатым мозаичным панно.
«Из таких глобальных замыслов, которые не удались, – это декор, который так и не был воплощен. Ведь во многих проектах, что задумывалось, серьезно проработанное скульптурное оформление фасадов и рельефы по фасадам», ‒ отметила Софья Аксенова.
Здание на Крымском Валу – в преддверии нового этапа. Его ждет масштабная реконструкция по проекту знаменитого архитектора Рема Колхаса. Музейный комплекс будет отвечать самым современным требованиям, но при этом сохранит свое историческое лицо.
Комментарии