Музей имени Андрея Рублева знакомит с самыми ценными произведениями, которые пополнили коллекцию за последние 15 лет. Что-то из них подарено, а что-то приобретено музеем. Юлия Кундрюкова осмотрела экспозицию.
Этот складень с распятием принадлежал Федору Головину — одному из ближайших сподвижников Петра I. Эмаль на золотых пластинах. Музей получил его в дар из коллекции профессора Глеба Покровского — хирурга и лауреата госпремии. Дарителей у музея немного, часто здесь закупают предметы сами. Как, например, этот образ XVIII века — икона с изображением Антония и Феодосия Печерских редко бывает такого большого размера.
«Икона опилена, у нее такие значительные утраты, она поступила к нам с потертостями, шелушениями, просто часть красочного слоя была с угрозой осыпания. И вот началась работа реставраторов. И вот сейчас икона выведена из такого угрожающего состояния, теперь красочный слой укреплен, но безусловно работа не окончена», — отметила главный хранитель Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева Оксана Смирнова.
После выставки икона вернется в реставрационные мастерские, а потом займет место в постоянной экспозиции. Среди новых поступлений — древние книги. Миниатюрное печатное Евангелие 1907 года, рукописный сборник канонов XIX века. А это Евангелие Иеронима Наталиса XVI века пользовалось большой популярностью у художников. Они заимствовали детали и целые композиции из этих гравюр и использовали при написании икон. Как, например, на этой XVII века: западноевропейское влияние заметно по тому, как изображены фигуры разбойников и подробная панорама Иерусалима на фоне. Много работ, вырезанных из дерева. Этот крест XIX века — большая редкость: на нем указаны и автор, и год создания.
«На обороте нарисована очень красивая лента, на которой написано «резал Иван Погорелов», Киев 1885-й год. Надо сказать, что подобные предметы редко подписывались. Они трудно атрибутируются, все, что создавалось рядом с Киево-Печерской Лаврой, всё это чаще анонимным было», — подчеркнула Смирнова.
Среди особо ценных приобретений музея — икона Богоматерь Одигитрия — вторая половина XVI века. Есть предположение, что это воспроизведение древнего византийского образца. Среди дарителей музея есть и его сотрудники. Например, бывший директор Геннадий Попов передал свою коллекцию изразцов — 163 предмета, после чего в музее появился новый раздел постоянной экспозиции.
Комментарии