Бетонные стены, приглушенный свет и экраны. Едва ли это походит на театр, но зато сразу понимаешь, ты попал на постановку Богомолова. Ай Фак — site-specific спектакль: его нельзя играть на сцене МХАТа или РАМТа. Ему необходим особенный антураж. Все пространство 4-го этажа башни «Меркурий» наполнено арт-объектами: полотна современных художников, изображающие ОМОНовцев в розовых одеяниях, клетки крови и обнаженные натуры; вместо привычных театральных звонков — зловеще громко доносящаяся со всех сторон симфония Иоганна Штрауса.
В названии заявлено, что Ай Фак — трагедия. По мере развития сюжета в этом можно убедиться. Три части повествуют об отношениях между человеком и искусственным интеллектом, о маргинализации любовных отношений и о великой ценности «гипсового» искусства нашего века. По сути, здесь высмеивается все: и искусство, и любовь, и вера. В какой-то момент становится несколько обидно, что тебя разбирают на части и высмеивают каждую из них. Актеры прямо вещают о том, что в современном человеке нет веры, ведь у него достаточно ума, чтобы не верить в сверхъестественное. Однако же, программа «верю» заложена в основы его мозга. Как говорил Генрих Гейне, «ирония всегда является главным элементом трагедии», а Богомолов с Гейне явно солидарен.
Когда идешь в театр, думаешь о высоком, о «чеховском». Но Богомолов и здесь ломает стереотипы — ненормативная лексика, нарушение триединства Аристотеля. Театр уже давно не тот, ведь и люди уже давно другие. Дарья Мороз — одна из главных героинь постановки — играет арт-дилера Маруху Чо, которая арендует искусственный интеллект (Игорь Миркурбанов). На протяжении всего первого действия они взаимодействуют через iPhuck и пытаются разобраться в искусстве «гипсового века». Зрителю же разобраться в теме удается едва ли: то нам показывают двухминутное видео порнографического характера без всякой, казалось бы, привязки к сюжету, то говорят о фекалиях как о великом искусстве. Относиться к этим сценам можно по-разному, кто-то уйдет, возмутившись контентом, после первого акта (и таких немало), кто-то досидит до конца и попытается постичь суть посыла режиссера.
Уловить сюжет Ай Фак — весьма непростая задача. Все провокационные вставки спектакля заставляют то смущаться, пряча улыбку, то озираться по сторонам, наблюдая за реакцией зрителей. Но главное в этой постановке не сюжет, а сам текст, походящий более на несвязанные, пространные эссе.
Центральная идея как романа Пелевина, так и спектакля — взаимоотношения искусственного интеллекта с интеллектом естественным. И это не о будущем, а о самом насущном. Нас повсюду окружают черные экраны, и прочная связь с ними — неотъемлемая часть сегодняшней жизни. По сюжету во второй половине XXI века телесная любовь вовсе утратит свою ценность и станет опасной, а удовлетворение людям будут доставлять гаджеты. Роботы не наступают, они уже здесь, и Ай Фак заставляет задуматься: как не превратиться человеку в робота?
Большинство идет в театр в надежде пережить катарсис и выйти «очищенными». Здесь это вряд ли случится. Богомолов показывает свой взгляд на жестокую реальность без прикрас.
Комментарии